На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы, в 1158-1164 гг.
раскинулся на высокой береговой гряде "город камен именем Боголюбый".
Предание связывает его основание и выбор места с покровительством Богородицы.
18 июня 1155 г. князь Андрей Юрьевич проезжал здесь, двигаясь из Киева в Суздаль,
свою вотчину. Князь вез с собой чудотворный образ Божьей Матери византийского
письма, названный впоследствии Владимирским. Вдруг кони встали, отказываясь
двинуться с места. И так продолжалось дотемна, покуда князь не приказал раскинуть
шатер для ночлега. И ночью усердно молился перед чудотворной иконой, и так сильна
и горяча была его молитва, что Божья Матерь сама явилась ему. На этом месте
князь основал замок и повелел написать явленный ему образ Богоматери. Икона
Боголюбской Богоматери стала местной святыней. А привезенную икону поместили
во вновь построенный Успенский собор во Владимире.
Княжеский замок занял южную часть города, с севера примкнул посад. После татарского
разорения Боголюбов остается городом и числится в "списке градом русским"
конца XIV в.; впоследствии становится селом, а в советское время поселком. При
въезде со стороны Владимира справа вдалеке виднеется луговой простор, а впереди
со стороны дороги - остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы
- бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова
монастыря; древнейшая часть его - белокаменные памятники княжеского дворца XII
в.
Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием, которое летопись
сравнивает с храмом Соломона. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен
вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Такими же галереями и
башнями он соединялся с жилыми покоями князя и с крепостью. Собор, подобно Успенскому
храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы
и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды.
Перед входом в храм стояла белокаменная водосвятная чаша под шатром, священный
столп с четырьмя Богородичными ликами. Площадь перед дворцом выстилали белокаменные
плиты с желобами-водостоками. 17 лет владимирского княжения провел князь Андрей
в своем загородном замке - продолжении столичного Владимира. Здесь он принял
мученическую смерть от рук политических соперников - бояр Кучковичей. Убийство
произошло в ночь на 29 июня 1174 г. в лестничной башне. Именно эта двухъярусная
башня и примыкающая к ней галерея - единственное, что сохранилось из обширного
дворцового строения.
После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор
разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым.
Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял
келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое
здание - Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный
пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный
взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и
лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным
окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее - ниша,
где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.
Облик древнего собора и дворца стал известен благодаря многолетним археологическим
исследованиям Н.Н. Воронина. В Боголюбове теперь женский монастырь.
Уникальный памятник гражданского зодчества - палаты князя Андрея, а также собор
Рождества Богородицы совместно используются Владимиро-Суздальским музеем-заповедником
и монастырем; внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.