Пригороды
Санкт-Петербурга> История Петергофа
История Петергофа
Замысел создания загородно й резиденции, которая по своей роскоши не уступала
бы французскому Версалю,
возник у Петра I в 1714 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки
на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля,
а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных
сооружений, принадлежат самому основателю Петергофа. Темпы, с которыми возводилась
резиденция, поражали и изумляли. В августе 1723 года состоялось торжественное
открытие Петергофа
(Петергоф в переводе с голландского - двор Петра). К этому времени был распланирован
Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны
верхние палаты, построены Монплезир,
Марли, почти готов Эрмитаж,
построены более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды,
Большой каскад; Марлинский дворец, ещё не облицованный мрамором, но уже периодически
действовавший; шестнадцать мощных фонтанов, таких как Большие и Менажерные,
"Пирамида", "Сноп", водомёты в трельяжных нишах по сторонам канала и фонтан
Менажерного пруда. На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые
золочёные, мраморные, алебастровые и деревянные статуи, вазы, и бюсты. Подстриженные
кустарники и деревья, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических
вазах и кадках с золочёными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой
общий размах и величие сочетались с изяществом деталей и изысканным художественным
убранством дворцовых интерьеров.
Петергофская приморская резиденция, спорившая великолепием с прославленными
королевскими и княжескими парковыми ансамблями Франции,
Германии и Италии
изумляла Европу не меньше,
чем новая русская столица Петербург.
Противники Петровских преобразований, окружавшие молодого Петра II, вывезенного
в Москву, предали Петергоф и Петербург забвению, обрекая
их на запустение и разрушение. И только в 1730 году, по распоряжению Анны Иоанновны,
стремившейся представить себя достойной наследницей Петра I, в Петергофе начался
новый подъём строительных работ, продолжавшийся десять лет. Он полностью связан
с энергичной и разносторонней деятельностью одно го из наиболее одарённых русских
зодчих первой половины XVIII века М. Г. Земцова. Известный искусствовед В.Я.
Курбатов в 1925 году писал: "Россия выдвинула Земцова, который является настоящим
творцом Петергофа, и который сумел воплотить самые передовые художественные
мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме
Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы".
Великая Отечественная война была для Петергофских ансамблей временем тяжёлых
испытаний. Гитлеровские войска ворвались в Петергоф 20 сентября 1941 года и
после трёхдневных боёв захватили город. Оккупанты продержались здесь до 19 января
1944 года. За это время они разворовали и уничтожили художественные ценности
Петергофа. Во всех парках вырубались деревья, разорялись дворцовые здания, павильон,
мосты. Самый большой урон был нанесён Нижнему парку и Верхнему саду. Противотанковые
завалы из вековых деревьев, рвы, блиндажи, доты, дзоты, траншеи, воронки, колючая
проволока, мины сделали территорию во многих местах почти непроходимой. Большой
дворец оккупанты взорвали и сожгли. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского
корпуса. Миной замедленного действия был взорван дворец Марли. Большой ущерб
был нанесен Монплезиру, Эрмитажу, Большому каскаду и каскадам "Золотая гора"
и "Шахматная гора". Из строя были выведены подземные водоводные магистрали.
Фашисты вывезли статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы
Большого каскада, тысячи музейных ценностей.
После окончания войны, благодаря работе сапёров и тысяч Ленинградцев, выезжавших
на расчистку парков, 17 июня 1945 года Нижний парк был открыт для прогулок,
а 25 августа 1946 года введены в действие 38 водомётов центральной части парка.
Историческим моментом в истории Петергофа стало 14 сентября 1947 года, когда
перед Большим каскадом заняла своё место золочёная бронзовая группа "Самсон,
раздирающий пасть льва". Восставший из пепла Петергоф восхищает синтезом архитектуры,
скульптуры и движущейся воды, гармонией творений искусства и природы.
|