Фарфор в Дулево > Фарфоровая посуда
СССР
Фарфоровая посуда СССР
Оптимистический настрой в предметах фарфора подчеркивался выразительностью,
звучностью, разнообразием тем и жизнеутверждающих мифов, созданных временем.
Скульптура представляла новых героев - рабочих, крестьян, учащихся. В произведениях
1930-х годов отразились индустриализация и коллективизация, строительство новых
городов, развитие авиации, освоение Севера, Советский Восток и многие другие
темы. В фарфоре воплотились реальные события истории страны, в облике фарфоровой
статуэтки отобразились разные эпохи советской истории со всеми их художественными,
эмоциональными и идеологическими особенностями.
Им была поставлена проблема нового понимания ценности предмета, сделана попытка
предельно выявить художественные качества вещи. В основу были положены принципы
простоты, образной выразительности и функциональности изделий из фарфора.
Как и в других видах изобразительного искусства 1930-х годов, в изделиях из
фарфора насаждался идеологически продуманный образ нового человека - фарфор
был призван служить задачам государственной политики. Сложный ритм идеологических
и стилистических нагрузок образа обусловил определенную отстраненность и идеализацию
изображения. В данном случае фарфоровая пластика являла собой некий символ нового
времени.
Одной из популярных в советском фарфоре стала тема «Народы России».
Тематическая роспись, в особенности посвященная памятным датам, героическим
событиям и персонажам, а также роспись с советской символикой существовали в
основном в формате единичных репрезентативных произведений, в том числе крупных
форм, создававшихся по специальным заказам и особым случаям.
Подобный подход весьма органичен, в особенности для предвоенных лет, когда
фарфор стали выводить в плоскость монументальных искусств. Ленинградский фарфоровый
завод оказался на самом острие этого эксперимента. В 1936 году на ЛФЗ возобновили
прекращенный в 1914 году выпуск крупных ваз, значительно увеличили выпуск скульптуры,
причем не только мелкой пластики, но и больших фарфоровых бюстов, крупных фигур
и настольных украшений. В 1936-1937 годах здесь было сделано около 50 фарфоровых
капителей для станции московского метро «Киевская», около 70 метровых барельефов
и 120 декоративных пластов для станции «Площадь Свердлова» по эскизам Н. Я.
Данько, 16 барельефов для станции метро «Динамо» по эскизам Е. Янсон-Манизер
и 24 барельефа для фасада Химкинского речного вокзала по эскизам разных художников,
работавших под руководством Н. Я. Даньков.
На выставке «Время и герои» представлены работы практически всех знаменитых
художников-фарфористов, работавших в жанре тематической росписи.
В противоположность тематической пластике фарфоровая тиражная скульптура была
гораздо более «приближенной к народу», чем сложные и многодельные уникальные
росписи - своеобразные аналоги «тематических картин». Крупные скульптуры, располагавшиеся
в официальных интерьерах, и фигурки, украшавшие камерные домашние пространства,
незаметно формировали тот образный и пластический фон, во многом благодаря которому
создавалась бессознательная культурная память человека, выросшего и воспитанного
в советское время.? Роспись сервиза «Поход Челюскина», созданная Л. В. Протопоповой
в 1935 году, решена в другом ключе: убедительность образа здесь возникает за
счет верности, подробности и тонкости деталей. При этом в обоих сервизах авторы
мастерски используют эффект благородно светящегося свободного белого поля фарфора.
Декор вазы И. И. Ризнича и Е. П. Кубарской «Перелет через Северный полюс»
1936 года создан по классическим канонам фарфоровой вазописи: реалистически
выполненные изображения заключены в прямоугольные рамки, отчего возникает эффект
кинематографического кадра.
В более позднее время эта тема получила совершенно иное воплощение. В росписи
сервиза «Север», созданной А. И. Коноваловым в 1959 году на Дмитровском фарфоровом
заводе, художник достиг подчеркнутой декоративности, чему служат и резко контрастное
цветовое решение, и условный характер изображения, за счет которого возникает
собирательный образ-обозначение.
Сервиз «Северное сияние» (ЛФЗ, Л. В. Протопопова 1963 год) содержит эмоционально-декоративный
образ, не отягощенный повествовательной нагрузкой, построенный на соотношениях
чистой звонкой полихромии цветовых пятен и белого фона фар фора.
В росписях тиражной фарфоровой посуды, с середины 1930-х годов активно заполнившей
советский быт, господствовали традиционные орнаментальные и цветочные декоры
- «ситчик», полоски, букеты, цветы, медальоны. Лишь иногда, эпизодически в массовые
изделия проникали детские или сказочные темы.
|