Метро Москвы > Станция Маяковская
Станция метро Маяковская
Кажется, никому из московских архитекторов не удалось так много сделать для
столичного метро, как Алексею Николаевиуу
Душкину. Ему принадлежат проекты и реализация шести подземных залов и пяти наземных
вестибюлей. В каждой станции Душкин ищет свою драматургию, свой "сюжетный"
ход, которые и делают любую из них единственной.
Если в "Кропоткинской"
архитектор продемонстрировал блистательное владение формой и светом, то "Маяковская"
отличается удивительным чувством материала.
Это - первая станция глубокого заложения колонного типа. Новая конструкция,
предложенная инженером Р. Штейнфайном, позволила отказаться от массивных пилонов
и заменить их тонкими металлическими стойками. Конструктивные особенности
станции и стремился настойчиво и изобретательно выявить автор. Для этого он
применил эллиптические, максимально приближенные к форме конструкции арки,
связывающие в продольном и поперечном направлениях два ряда колонн, основу
конструкции. "Текучесть" арок подчеркнута облицовкой из нержавеющей
стали - материала, впервые примененного для такой цели.
Почему автор остановился на этом столь необычном материале? Скорее всего
потому, что нержавеющая сталь воспринималась тогда не только как материал
- ее наделяли некими символическими качествами, трактуя как материал будущего.
Достаточно вспомнить: для своей знаменитой скульптуры "Рабочий и колхозница",
венчавшей советский павильон на международной выставке в Париже 1937 г., а
ныне стоящей у Северного входа на Всероссийский выставочный центр, скульптор
Вера Игнатьевна Мухина избрала именно нержавеющую сталь, что вызвало массу
технических и творческих трудностей. Не эта ли скульптура навела Душкина на
мысль применить нержавеющую сталь при отделке станции метро "Маяковская"?
Да и помогал ему тот же "поэт стали" профессор Петр Николаевич Львов,
без участия которого скульптура "Рабочий и колхозница" не была бы создана.
Так или иначе, но успех превзошел все ожидания - блестящая полированная
поверхность рифленой стали удивительно тонко сочетается с белой штукатуркой,
темносерым мрамором и красным, оттеняющим полосы стали, полудрагоценным уральским
камнем "орлец". В станции "Маяковская" Душкин ввел еще одно новшество - мозаику
из смальты, впоследствии неоднократно использовавшуюся в практике Московского
метро. Небольшие мозаичные панно, выполненные по рисункам художника Александра
Александровича Дейнеки, размещены в куполах, "вырезанных" в сводах
поперечных арок центрального зала. В мозаиках преобладает голубой цвет, и
потому кажется, что это не умело подсвеченные снизу панно, а просто ясное
небо. Жаль только, что в метро, живущем по своим строгим законам транспортных
сооружений, так редко появляется возможность постоять под куполом и как следует
рассмотреть прекрасные мозаики. Будете на станции, не пожалейте времени -
остановитесь, не боясь вызвать недовольство спешащих пассажиров, закиньте
голову и перед вами раскинется небо дейнековских картин.
Уже современники воспринимали архитектуру станции как большое творческое достижение.
На всемирной выставке 1939 г. в Нью-Йорке экспонировался ее фрагмент, выполненный
в натуральную величину. На той же выставке ее создатель был удостоен золотой
медали.
Не будем забывать и о том, чье имя носит станция. Пронизанность чувством нового
- дань любви к поэту-бунтарю, своеобразным памятником которому была станция
метро "Маяковская". Так ее воспринимал и Семен Кирсанов, один из близких
друзей Маяковского.
Спустя много лет, когда на площади Маяковского (ныне Триумфальная) поставили
монумент поэту (1958 г,, скульптор А.П. Кибальников).
Ну и чтобы закончить наш и без того несколько затянувшийся разговор о станции
метро "Маяковская", еще один, совсем не архитектурный рассказ. Ноябрь
1941 года. Москва на осадном положении. Гитлеровцы вплотную подошли к городу;
некоторые их части располагаются там, куда еще совсем недавно москвичи выезжали
на дачу. До праздников ли? И все-таки 6 ноября было решено провести традиционное
торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции.
Тем, кто был приглашен на заседание, а их было около двух тысяч человек, место
его сообщали устно: станция метро "Маяковская". На пригласительных
билетах адрес указан не был.
В этот день поезда здесь не останавливались - станцию готовили к вечернему
заседанию. На одном конце перронного зала соорудили сцену и трибуну, расставили
стулья.
В пять часов вечера угрожающе завыли сирены - была объявлена очередная воздушная
тревога: вражеские самолеты рвались к Москве. Только без двадцати семь был
дан отбой, а к семи собрались участники торжественного заседания. На следующий
день москвичи прочли о нем в газетах. Заседание состоялось - так же, как традиционный
военный парад 7 ноября.Для осажденного города было очень важно знать, что
праздник даже в таких страшных условиях не был забыт. Это было так же необходимо,
как строительство метрополитена, не прекращавшееся все длинные четыре военные
года, - сооружалась третья линия.
|