Гастрономическое приключение
При въезде в Бруней на трассе я застопил двух парней, которые сразу предупредили, что, хотя они едут в столицу, им нужно заехать в мечеть на пятничную молитву. Час, мол, нужно будет подождать.
Терять час я не люблю. Казалось бы, немного, но вот представьте себе: я путешествую 6 недель, это 42 дня. Ежедневный потерянный час - это полтора суток: придется либо сокращать свои "хотелки" по локациям, либо брать позже билеты.
Всю жизнь у меня в душе борются два ангела. Один нашёптывает: смелее, интереснее, качественнее. А главное - быстрее! Меньше спи, больше двигайся, не делай из еды культа. Второй отвечает: расслабься, жизнь прекрасна. Умей замереть и наслаждаться моментом, вкушай "здесь и сейчас" полностью, а не мимолётно.
Первый: время - главный ресурс в жизни, не считая здоровья. И да - его не хватает. Не вступай в длинные разговоры с незнакомцами или пустыми людьми: все, что они скажут, скорей всего, ты слышал уже тысячи раз.
Второй: умей выслушивать людей, даже если ты слышал уже не единожды. Умей оказывать внимание незнакомому человеку.
Всю жизнь я стараюсь потакать обоим, выбирая свои поступки по наитию. И в этот раз оно меня не подвело.
Пока ребята молились, я принял душ и уселся вместе с правоверными в "прихожей" мечети.
После молитвы мы, сев в машину, разговорились. Оказалось, что водитель - бизнесмен по недвижимости и ресторанному бизнесу, а второй парень - его личный помощник. Конечно же, я был приглашен на дегустацию традиционной брунейской еды в его личный, как он выразился, "ресторан 5*".
Сначала мы заехали к Кью домой - в виллу на окраине Бандар-Сери-Бегавана (столицы Брунея). И здесь я поразился: автопарк Кью насчитывал три машины: личная (на которой мы приехали), представительского класса (на которой развозят его троих сыновей и подвернувшихся на дороге Белых Мистеров) и "Порш", на котором, надо думать, Кью по вечерам рассекает по ночному городу с девчонками (он разведен).
У молодого бизнесмена работают личный водитель и домохозяйка (наверное, ещё и повар есть, а может, он только в своем ресторане и обедает).
Кью спешил по своим бизнесменским делам, поэтому, пожав мне руку и сфотографировавшись (второго парня и водителя на фото не позвали: с точки зрения преуспевающего бизнесмена это - обслуживающий персонал; а может, просто о них не подумал), он вверил заботу обо мне ассистенту.
На представительской машине мы поехали в ресторан. Опять же, помощник ехал вслед на своей собственной - наверное, ему не полагается ездить в представительской машине босса.
В ресторане, заказав для меня блюда, Омар дал мне вводную. Оказалось, что шеф Кью - блогер (собственно, в машине и снимали видео про меня: как я путешествую по белому свету от Таиланда и Сингапура до Индонезии, Малайзии и Брунея). И с моей помощью они хотят прорекламировать ресторан.
Начали мы с интервью, о ходе которого Омар строжайше меня проинструктировал, что он будет спрашивать и что отвечать. Кто я, откуда, зачем приехал в Бруней и куда еду дальше. Отвечать нужно было: что зовут меня так-то и так-то, еду я оттуда-то и оттуда-то, а дальше следую в Сабах (штат Малайзии). Причем для Омара было важно, что я еду именно в Сабах, а не, например, в Аргентину .
Резон его был понятен. Все же ролик снимался рекламный, и выстраивалась четкая линия: Белый Мистер путешествует по белому свету - приехал в Бруней - посетил ресторан шефа Кью - посмотрит всемирно известные мечеть Омара Али Сайфуддина и плавучую деревню Кампонг Айер - завтра уезжает в Сабах.
Причем ресторан как бы выстраивался на первый план, даже немного оттеняя мечеть и плавучую деревню. В глазах зрителей отважный Белый Мистер первым делом отправился именно в ресторан шефа Кью (адрес и часы работы ненавязчиво печатались внизу экрана), а уже потом, как бы мимоходом, смотрел все остальное.
А если бы он ехал в Аргентину, зрителям пришлось бы удивляться, лезть в старые дедовские атласы и пытаться понять, как же можно попасть из Брунея в Аргентину?
Акцент с ресторана был бы сдвинут.
Наконец подали обед. Главным блюдом было непонятное желе, к нему прилагалась рыба и салат.
Желе, которое Омар назвал "саго", нужно было есть палочками, наматывая на них, как будто это тесто, и окунать в острый соус. Саго мне понравилось, но только в сочетании с соусом: вкус просто мировой.
А вот без соуса - ну желе и желе. Ешь его. А можно и не есть.
Меня больше заинтересовала рыба с нежным вкусом, а также салат. Он был похож на индонезийский, только приправленный рыбным соусом. Ну чистое объедение!
Но Омара все эти пустяки типа рыбы не волновали; его основной фокус был направлен именно на саго. Каждый раз, когда я наматывал очередной кусок желе на палочку, его лицо выражало неземное удовольствие. Он фотографировал и так, и этак, и снимал видео.
А вот когда я, доев остальные блюда, сыто откинулся на спинку стула, Омар разволновался не на шутку: как, разве вам не понравился саго? (Его я съел меньше половины).
И тут, увидев его печальное лицо, не на шутку разволновался уже и я: уж не заставит ли он ради искусства доехать саго до конца?
Дело в том, что я не такой любитель желе, как может показаться на первый взгляд. Я люблю жареную колбасу с луком и чесноком, говядину, тушёную с картошкой и с болгарским перцем, баранью ногу, запеченную в фольге, копчёную оленину или холодную лососину. На худой конец, могу перебиться египетским фулем, вьетнамским фо, марокканским танджиром, бирманской мохингой или эфиопской инджерой.
А вот в желе я не полностью разбираюсь. Мало того, среди моих знакомых нет ни одного, кто бы любил подобное блюдо. Подозреваю, что такие люди обходят меня стороной, не хотят дружить и даже не здороваются на улице. Нужно полагать, что если бы я случайно попал на вечеринку любителей желе, меня бы там сторонились и смотрели бы с плохо скрываемым сарказмом .
Но Омар все так же смотрел на меня со страдальческим лицом, и нужно было что-то делать.
-А у нас в России тоже делают желе, - начал я осторожно. М-да... Только варят его не из саговой пальмы, потому что такие пальмы у нас растут дома и в учреждениях, и их не принято есть .
-А для чего же они тогда растут? - заинтересовался Омар.
-А мы на них смотрим, - объяснил я. - Придем вот в учреждение, сидим в очереди и смотрим.
-А зачем вы сидите? - не понял Омар. - Почему сразу не пойти туда, куда нужно?
-У нас сразу не принято, - отвечал я, - принято посидеть. Отдохнуть после улицы. Тьфу ты, сбил... Погоди. Так вот, у нас желе варят из мяса и костей четыре часа. Потом оно застывает, и получается холодец. От слова "холодно" - мы его холодным едим.
-Потому что жарко на улице? - подхватил Омар.
-Потому что холодно,- как-то непонятно отвечал я, и мы оба недоуменно замолчали.
Но тема была переведена, о желе вопрос закрыли. После капучино мы двинулись дальше.
Следующим этапом мы снимали рекламный ролик. Начинали с завязки. Белый Мистер подходил к кафе с улицы и грустно-прегрустно говорил, глядя вдаль:
-Бруней... Так далеко от моей России.
По задумке Омара, здесь зрители должны были загрустить и начать переживать за путешественника, который забрался так далеко от Родины.
Далее следовала кульминация. Белый Мистер входил в кафе (оператор снимал уже изнутри), осматривался, вспыхивал лицом от неподдельной радости и восклицал: но он такой мирный, и такие дружелюбные люди здесь .
Здесь зрителям как бы давалась надежда, что, может быть, ещё все как-то обойдется для одинокого путешественника, раз Бруней - такой-то, а люди здесь проживают такие-то.
Наконец, развязка. Я поворачивался к камере и говорил: здесь классное место. И на русском: спасибо, Бруней, и спасибо, шеф Кью!
Зрители наконец-то могли выдохнуть с облегчением. Для тех брунейцев, которые по какой-то причине не понимают по-русски, внизу следовали титры.
Отсняв все это, мы тепло попрощались с Омаром, и водитель отвёз меня в отель.
Такие приключения продолжительностью более двух часов я зазываю "длинными". Иногда они длятся день, два; самое длинное приключение было в Иране - оно длилось беспрерывно две недели. Нужно сказать, что подобные случаи характерны для стран Ближнего Востока - там люди любопытны и любят вовлекать автостопщиков в целую цепь непрерывных событий. А вот в Юго-Восточной Азии с "длинными" приключениями я сталкивался только в двух странах - Южной Корее и Вьетнаме. Ещё пару раз нас с попутчицей затаскивали прямо с улицы на индийскую свадьбу - не знаю, считать ли это "длинным" приключением.
Если вдруг мой пост читают брунейцы, имейте ввиду, что я готов прийти на помощь. Если вам нужно прорекламировать отель, виллу, небольшой дворец или ресторан, могу приехать, если буду находиться в пределах 500-600 км. У вас есть ещё 6 дней.
Я готов пожертвовать собой ради искусства и русско-брунейской дружбы.
|