Индия > Ришикеш
Город РишикешКажется, в Индии нет городов без приставки «священный»: в штатах Тамил-Наду,
Гуджарат, Орисса и Карнатака что ни населённый пункт, то святыня. Но такой концентрации
сакральности на единицу площади, как в Гималаях, не сыщешь нигде. В маленьком
северном штате Уттаракханд, расположенном высоко в горах, на границе с Китаем
и Непалом, столько божественных достопримечательностей, что на их перечисление
уйдёт не меньше страницы.
В маршруте любого паломника самый важный пункт на территории Уттаракханда —
город Ришикеш, ворота в Гималаи. Отсюда, с гатов — ступеней, спускающихся к
священным водам Ганга, хорошо видны горные вершины. Через реку переброшено два
навесных моста — Шивананд Джула и Лакшман Джула. Они висели здесь ещё в незапамятные
времена. Вдоль обоих берегов на несколько километров протянулись гаты. На них
постоянно можно увидеть сотни, если не тысячи странников садху в оранжевых накидках
и простых паломников. Время от времени кто-то прямо в одежде заходит в воду
— ведь омовение в Ганге очищает от всех грехов.
Атмосфера Ришикеша — гремучая смесь древних, но до сих пор живых традиций,
настоящей веры и наглой коммерции. Храмов здесь официально 1000, а по слухам,
раз в пять больше. Разницу в цифрах несложно объяснить, ибо среднестатистический
ришикешский (да и вообще индийский) храм — это слегка модифицированный сарай
с изображением божества (мурти), украшенный гирляндами цветов. Пересчитать все
подобные строения в городе просто нереально. Из самых известных стоит упомянуть
Сварг Нивас и Шри Траямбакешвар (оба у моста Лакшман Джула), а также пользующийся
репутацией самого древнего храма Бхарат Мандир (расположен недалеко от автостанции).
Древние сооружения в Индии так и не превратились в памятники архитектуры,
охраняемые государством. Если храм действительно почитаем, его постоянно ремонтируют,
но «ремонт» вовсе не означает «реставрация»: старинные изображения подкрашивают,
а то и вовсе замазывают, вместо них появляются яркие, аляповатые, безвкусные
художества современных богомазов. Богослужения (пуджи) очень красочные: священнослужители
в диковинных одеждах, с не менее диковинно разрисованными лицами, песнопения,
бой барабанов, впадающие в экстаз толпы верующих.
Практически каждое строение в районе двух мостов — если не храм, так ашрам,
школа древнеиндийской мудрости. Тайнам тантра-йоги, вед, а заодно и санскриту
любого западного оболтуса там обучат за пару недель, взяв с него скромную плату.
Впрочем, рядом с Шивананд Джула есть два больших ашрама, пользующихся репутацией
серьёзных и честных: Свами Шивананды на западном берегу и Шри Вед Никетан
на восточном. А если подняться выше в горы, шансы приобщиться к настоящей древней
мудрости возрастают.
С остановки Yatra Local, что на севере Ришикеша, в горы ежедневно уходит масса
автобусов. Самый проторённый маршрут — в городок Ганготри, к истоку Ганга, куда
устремляются индийские паломники и те туристы, чей интерес к восточным практикам
не способна удовлетворить обряженная в псевдо-индийское барахло интернациональная
шпана, шатающаяся по улицам Ришикеша. Туда же бредут, позвякивая котелками для
сбора подаяния, многочисленные садху. На автобусе до Ганготри можно добраться
за 12 часов, а пешком надо идти пять дней.
|