Туризм в России    
 
Западная Азия
Азербайджан
Армения
Бахрейн
Грузия
Египет
Израиль
Йемен
Иордания
Ирак
Иран
Катар
Кипр
Кувейт
Ливан
ОАЭ
Оман
Саудовская Аравия
Сирия
Турция
Средняя Азия
Казахстан
Узбекистан
Киргизия
Южная Азия
Афганистан
Бутан
Индия
Мальдивы
Непал
Пакистан
Шри-Ланка
Юго-Восточная Азия
Вьетнам
Индонезия
Камбоджа
Лаос
Малайзия
Мьянма
Сингапур
Таиланд
Филиппины
Восточная Азия
Гонконг
Китай
Макао
Монголия
Тайвань
Тибет
Южная Корея
Япония
Города
Бангкок
Бодрум
Дели
Джакарта
Дубай
Иерусалим
Коломбо
Пекин
Сеул
Стамбул
Тель-Авив
Ханой
Шанхай
Традиционный дом

Япония > Традиционный дом

Традиционный японский дом

Много на белом свете странных домов. Но японские дома в этом пёстром калейдоскопе крыш, стен, окон, интерьеров всё-таки стоят отдельно. Обычно дом идеально соответствует климату того места, где он стоит. Летом это справедливо для японского дома. Нет окон и дверей, в понимании европейца, а только четыре стены, три из которых можно раздвинуть или вообще снять. А четвёртую (нераздвижную) делают обычно из расщеплённых бамбуковых стеблей, обмазанных глиной, иногда извёсткой. Внутри этих раздвижных створок - другие раздвижные створки, перегородки между помещениями. Их тоже можно убрать. Если стена наружная и под створками подразумеваются окна, то они оклеиваются тонкой рисовой бумагой и называются «седзи». Если створки находятся внутри дома и под ними подразумевают двери и стенки между комнатами, то они оклеиваются плотной бумагой и называются «фусума». Вечером свет проникает наружу сквозь бумажные стены и делает домик похожим на бумажный фонарик. Всё это очень здорово летом, когда можно всё раздвинуть и наслаждаться ветерком. А зимой в бумажном домике холодно. Ветры приносят ледяной воздух из Сибири. Так и просится в этот снежный пейзаж с пронизывающим ветром уютный домик с толстыми стенами и печкой... Но нет. Стоят в сугробах хрупкие домики с бумажными стенками. И никаких печек! Их нет в традиционном японском доме.

Раньше печку заменяла хибати - глиняная корчага с тлеющими древесными углями, о которую грели руки. А если надо погреть ноги, делается другая печка - котацу: корчагу с углями накрывают сеткой, ставят под низкий столик и накрывают ватным одеялом. И сейчас все члены японской семьи садятся вечерком вокруг стола и беседуют, держа ноги под одеялом с котацу, только котацу теперь электрические. Совершенно непонятно, почему японцы смирились с холодом в домах.

Может, из страха перед пожарами? Это был самый большой ужас японских городов: загорался один дом - и тут же сгорал весь город. Зато во время землетрясений хрупкие домики оказываются прочнее массивных построек. Деревянный каркас ходит ходуном, но не рушится. А уж если рухнул, то никого сильно не придавил. И не жалко - легко построить всё снова.

Один путешественник, оказавшийся в начале XX века в Японии, описал процесс постройки японского дома: «Когда я вышел утром из дома, несколько человек устанавливали на пустыре у перекрёстка двух улиц бамбуковые шесты. Возвращаясь после пятичасового отсутствия, я уже заметил каркас двухэтажного дома.

На другое утро стены были почти закончены, а дранка обмазана глиной. К вечеру крыша была покрыта черепицей. На следующий день оказалось, что циновки уже разложены и внутренняя отделка закончена».

В японском доме особое отношение к обуви. Первый этаж четко делится на место, куда можно заходить в уличной обуви и где необходимо разуться. Утоптанный земляной пол у входа - это часть улицы. Там можно делать грязную работу, по этому полу можно пройти в хозяйственные помещения задней части дома. Но на тростниковый пол жилой части дома можно ступить только разувшись и надев домашнюю обувь. Зайти в дом и не снять обувь - страшное оскорбление. Этот обычай настолько прочно вошёл в сознание японцев, что сослужил плохую службу тем, кто поехал прокатиться на первом в Японии поезде. Подошёл поезд, пассажиры разулись на перроне и вошли в вагоны, потому что поезд расценили как подобие дома. А когда вышли на следующей станции, то очень удивились, когда не обнаружили своей обуви.

Почему такое трепетное отношение к разуванию? Дело не в том, что древние японцы боялись микробов и грязи. А в том, что для японца очень важны понятия «чистое» и «нечистое». Всё нечистое - очень плохо. Это мешает телу и душе, вносит разлад и лишает покоя. В грязном мире нет гармонии. До сих пор в японских ресторанах скатерти слегка влажные и полотенца в банях не отличаются сухостью. Вода смывает грязь. Вода - это чистота. Значит, влажные полотенца и скатерти чище, чем сухие. Поэтому зайти в дом в грязной обуви – значит, принести в дом нечистоту и оскорбить хозяина. А это недостойно японца. В традиционном японском доме нет мебели. То есть вообще нет. Не считать же мебелью футон (одеяло или матрас - по ситуации) и подставку для головы. А что есть? Во-первых, пол, красивые золотистые татами. Во-вторых, балки стен, они из некрашеного дерева. Японцы любят мягкие дерева и не портят его окраской. В-третьих, токонома. Это ниша, в которой стоит икебана или висит свиток с мудрым изречением. В современных домах, конечно, появилась мебель. Но традиционные крестьянские и городские дома шкафами да стульями не изобиловали.