Япония > Традиционный
дом
Традиционный японский дом
Много на белом свете странных домов. Но японские дома в этом пёстром калейдоскопе
крыш, стен, окон, интерьеров всё-таки стоят отдельно. Обычно дом идеально соответствует
климату того места, где он стоит. Летом это справедливо для японского дома.
Нет окон и дверей, в понимании европейца, а только четыре стены, три из которых
можно раздвинуть или вообще снять. А четвёртую (нераздвижную) делают обычно
из расщеплённых бамбуковых стеблей, обмазанных глиной, иногда извёсткой. Внутри
этих раздвижных створок - другие раздвижные створки, перегородки между помещениями.
Их тоже можно убрать. Если стена наружная и под створками подразумеваются окна,
то они оклеиваются тонкой рисовой бумагой и называются «седзи». Если створки
находятся внутри дома и под ними подразумевают двери и стенки между комнатами,
то они оклеиваются плотной бумагой и называются «фусума». Вечером свет проникает
наружу сквозь бумажные стены и делает домик похожим на бумажный фонарик. Всё
это очень здорово летом, когда можно всё раздвинуть и наслаждаться ветерком.
А зимой в бумажном домике холодно. Ветры приносят ледяной воздух из Сибири.
Так и просится в этот снежный пейзаж с пронизывающим ветром уютный домик с толстыми
стенами и печкой... Но нет. Стоят в сугробах хрупкие домики с бумажными стенками.
И никаких печек! Их нет в традиционном японском доме.
Раньше печку заменяла хибати - глиняная корчага с тлеющими древесными углями,
о которую грели руки. А если надо погреть ноги, делается другая печка - котацу:
корчагу с углями накрывают сеткой, ставят под низкий столик и накрывают ватным
одеялом. И сейчас все члены японской семьи садятся вечерком вокруг стола и беседуют,
держа ноги под одеялом с котацу, только котацу теперь электрические. Совершенно
непонятно, почему японцы смирились с холодом в домах.
Может, из страха перед пожарами? Это был самый большой ужас японских городов:
загорался один дом - и тут же сгорал весь город. Зато во время землетрясений
хрупкие домики оказываются прочнее массивных построек. Деревянный каркас ходит
ходуном, но не рушится. А уж если рухнул, то никого сильно не придавил. И не
жалко - легко построить всё снова.
Один путешественник, оказавшийся в начале XX века в Японии, описал процесс
постройки японского дома: «Когда я вышел утром из дома, несколько человек устанавливали
на пустыре у перекрёстка двух улиц бамбуковые шесты. Возвращаясь после пятичасового
отсутствия, я уже заметил каркас двухэтажного дома.
На другое утро стены были почти закончены, а дранка обмазана глиной. К вечеру
крыша была покрыта черепицей. На следующий день оказалось, что циновки уже разложены
и внутренняя отделка закончена».
В японском доме особое отношение к обуви. Первый этаж четко делится на место,
куда можно заходить в уличной обуви и где необходимо разуться. Утоптанный земляной
пол у входа - это часть улицы. Там можно делать грязную работу, по этому полу
можно пройти в хозяйственные помещения задней части дома. Но на тростниковый
пол жилой части дома можно ступить только разувшись и надев домашнюю обувь.
Зайти в дом и не снять обувь - страшное оскорбление. Этот обычай настолько прочно
вошёл в сознание японцев, что сослужил плохую службу тем, кто поехал прокатиться
на первом в Японии поезде. Подошёл поезд, пассажиры разулись на перроне и вошли
в вагоны, потому что поезд расценили как подобие дома. А когда вышли на следующей
станции, то очень удивились, когда не обнаружили своей обуви.
Почему такое трепетное отношение к разуванию? Дело не в том, что древние японцы
боялись микробов и грязи. А в том, что для японца очень важны понятия «чистое»
и «нечистое». Всё нечистое - очень плохо. Это мешает телу и душе, вносит разлад
и лишает покоя. В грязном мире нет гармонии. До сих пор в японских ресторанах
скатерти слегка влажные и полотенца в банях не отличаются сухостью. Вода смывает
грязь. Вода - это чистота. Значит, влажные полотенца и скатерти чище, чем сухие.
Поэтому зайти в дом в грязной обуви – значит, принести в дом нечистоту и оскорбить
хозяина. А это недостойно японца. В традиционном японском доме нет мебели. То есть вообще нет. Не
считать же мебелью футон (одеяло или матрас - по ситуации) и подставку для головы. А что есть? Во-первых, пол, красивые золотистые татами. Во-вторых, балки стен, они из некрашеного дерева. Японцы любят мягкие дерева и не портят его окраской. В-третьих, токонома. Это ниша, в которой стоит икебана или висит свиток с мудрым изречением. В современных домах, конечно, появилась мебель. Но традиционные крестьянские и городские дома шкафами да стульями не изобиловали.
|