После штурма Константинополя встал вопрос о новом дворце для Султана. В разрушенной
и разграбленной бывшей столице Византии ни один из уцелевших царских дворцов
не удовлетворял запросам владыки османов. Через 6 лет, в 1459 г. началось возведение
новой резиденции. Для этого избрали место древнего Акрополя, сохранившегося
со времён города Византии, на мысе, разделявшем Пропонтиду и Мраморное море,
у входа в бухту Золотой Рог. Завоеватели не оценили прежней византийской архитектуры,
поэтому на строительство пошли камни старых дворцов, монастырей и даже античных
сооружений.
В 1461 г. главное здание резиденции было закончено, и султан поселился в нём.
С этого дня отсчитывается история Топ-Капе (или Топ-Капы) — Старого Сераля.
Ему суждено было стать самым крупным памятником турецкой гражданской архитектуры.
Изучая его, можно прочесть историю Османской империи в камне.
Это накладывало отпечаток на весь образ жизни двора. Вкусы султанов и их приближённых
не отличались утончённостью. Приветствовалась нарочитая роскошь в ущерб соразмерности,
поэтому светская архитектура Турции, в отличие от религиозной, за долгие столетия
не явила ничего замечательного. Зодчество мечетей, медресе и мазаров (мусульманские
некрополи) значительно превосходит по красоте дворцы и особняки знати. Топ-Капе
вполне соответствовал духу воинственной державы. Избыточная даже по восточным
меркам пышность, грубоватая роскошь делали дворец не столько резиденцией «владыки
мира», сколько местом отдыха правителя-воина после очередного похода.
Османская империя в зените могущества простиралась от порогов Нила и границ
Марокко до Ирана, Венгрии
и крымских степей. А сердцем её был
Топ-Капе. Ведь здесь не просто жил султан. На территории дворцового комплекса
располагались основные ведомства и вершились государственные дела.
Имена архитекторов до нас не дошли; скорее всего, зодчими были греки. Основная
особенность дворца состоит в том, что это не единое здание, а комплекс, строившийся
и переделывавшийся в течение почти 400 лет. Он включает в себя множество павильонов,
соединённых террасами. Любопытно, что именно эти ворота, именовавшиеся Высокими
— Высокая Порта, — дали одно из названий средневековой Турции.
Говоря об архитектуре Топ-Капе, надо отметить такую характерную черту культурной
жизни Османской империи: её история знала немало поэтов, учёных, философов,
но они оказывали сравнительно небольшое влияние на вкусы верхушки общества.
В Стамбуле жили и работали Лютфи Такади — математик и философ; Али Кушчи
— ученик знаменитого Улугбека, — основавший первую турецкую школу математики
и астрономии; зодчие Синан и Мехмедага, прославившиеся далеко за пределами Турции.
Однако власть предержащие не слишком интересовались вопросами культуры. Воинственная
Порта предоставляла больше возможностей выдвинуться храбрецу, прекрасно владевшему
саблей, нежели человеку искусства. Соседние народы, покорённые османами, долгое
время были поставщиками кадров для султанской администрации. Треть великих визирей
происходили из бывших рабов- иноземцев. Значительную часть чиновников составляли
греки, затем балканские славяне.
В 17-м веке во дворце Топ Капе жило до 12000 человек. На рубеже 19-20-х вв. численность
двора уменьшилась и составляла 6000 человек. Среди них 300 адъютантов, секретарей,
400 музыкантов, столько же конюхов, 400 лодочников и носильщиков, 200 егерей
и сокольничих, астрологи, ключники, 350 поваров и обладатели таких уникальных
должностей, как смотритель шубы султана, смотритель чалмы султана, министр тюльпанов,
главный страж и смотритель султанских соловьёв и попугаев. А бывали периоды,
когда число одних только музыкантов доходило до 2000., поваров — до 500.
При дворе служили также временные работники: мимы, актёры, акробаты, ювелиры,
строители и каменщики.
Со второй половины XIX в. Топ-Капе стал местом проживания состарившихся султанских
жён и наложниц, а также слуг, достигших почтенного возраста. После поражения
Турции в Первой мировой войне и краха монархии в 1922 г. новая власть некоторое
время не знала, что делать с этим дворцом. Высказывались предложения снести
его как символ старой и косной «азиатской» Турции. Но президент Кемаль Ататюрк
поступил иначе: в 1924 г. в Топ-Капе был организован музей.
Ныне это крупнейший музей Турции и одно из признанных мировых хранилищ культурных
ценностей. Склоны холма, на котором расположен дворец, покрывает заповедная
кипарисовая роща. Основная экспозиция сосредоточена в третьем дворе и посвящена
истории Османской империи.
В Топ-Капе выставлена коллекция великолепных турецких миниатюр, развивавших
искусство персидской миниатюры. Кроме того, музей обладает замечательным собранием
старинного китайского и японского фарфора. Библиотека Топ-Капе насчитывает 24
тыс. томов, хранит множество старинных рукописей и образцов арабской каллиграфии.
Получить допуск к работе в ней неимоверно трудно. Иностранному учёному для этого
нужно особое разрешение премьер-министра Турции. Есть в Топ-Капе и экспонаты
религиозного значения. В особом зале хранятся как христианские, так и мусульманские
реликвии. В их числе — оловянный котелок, якобы принадлежавший Аврааму; часть
мощей Иоанна Крестителя; письмо и меч пророка Мухаммада, волос из его бороды,
оправленная в серебро мумифицированная рука пророка; мечи четырёх его халифов.
Здесь же представлена классическая турецкая сабля, именуемая мечом Дауда (библейский
царь Давид). Обладание этими реликвиями в своё время давало султану основание
считать себя владыкой всех правоверных. Но после распада империи ряд арабских
богословов назвали реликвии подделками.
В залах Топ-Капе демонстрируются редкостные драгоценности, принадлежавшие султанам,
— это одно из самых больших в мире собраний предметов ювелирного искусства.
Среди уникальных экспонатов — изумруд массой порядка 20000 каратов (примерно
4 кг), бриллиант «Пигот» в 86 каратов — седьмой по величине в мире (он
выставлен в отдельной витрине и окружён 49 бриллиантами чистой воды).
Дворец
Топ Капе в Стамбуле
— одна из «обязательных» достопримечательностей, которые нужно
посетить в первую очередь иностранным туристам.