Хорватия > Хорватская музыка
Хорватская музыка
Скажут, что в Хорватии все поет, что звуки музыки слышны везде. Тихо шумит
раковина, поднятая к уху, свою таинственную мелодию, оркестр сверчков стрекочет
свои неутомимые концертные выступления, шумят листья качающихся крон каштанов.
В Горском котаре —
то же самое. Слушай же голос клокочущего ручейка, который, попрыгивая, спешит
лесом, и белки, которая, щелкая, чистит орешки.
Разве странно, что в окружении такой природы, совместно с местной фольклорной
традицией, рождаются такие талантливые музыканты? Винко Елич (1596—1636)
из Риеки стал, между своими современниками европейской среды, где трудился,
чрез вычайно уважаемым композитором. После первых попыток в своем родном городе,
он становится членом придворного хора мальчиков в Граце. Отличный инструменталист,
Елич в Загребе вступает
в службу эрцгерцога Леопольда Габсбурга, а в Страсбурге
выходят три сборника его произведений: Parnasia militia , Arion primus и Arion
Secundus . Все произведения писаны для голоса и органа, но в целости сохранилось
только первое! Остальным произведениям не хватает теноровая партия. Елич пишет,
опираясь на искусство венецианской литургической музыки, обогащая ее среднеевропейским
камерным стилем. Представлен своими произведениями в несколько тогдашних антологий,
его считают "мастером камерного духовного концерта". Елич исчез в Заберне, во
время Тридцатилетней войны.
Иван Зайц из Риеки
свои первые произведения создал двенадцатилетним мальчиком, в консерваторий
в Милане он уехал
уже с более двадцати произведений, включая и одну недоконченную оперу. Жизнь
увела его в Вену,
где Зайц становится популярен своими опереттами. После переезда в Загреб, он
почти сорок лет господствует хорватской музыкальной сценой, в роли оперного
композитора. Помощью своих произведений — Никола Шубич Зрински, Мислав,
Бан Легет и Лизинка — он образовывает хорватскую национальную оперу с
современным репертуаром. Зайц создает и оперетты, кантаты, оркестровые, концертные
и камерные произведения, и композиции для рояля. Инспирирует его итальянская
оперная школа, особенно Верди, но, наделен богатым воображением, он успевает
своими личными музыкальными инновациями создавать такие произведения, которые
выдержат и строжайшую критику. Период его активности на хорватской музыкальной
сцене сегодня называется его именем.
Иосип Кашман с Лошини
в жизни не написал музыкальное произведение, но это не помешало ему стать одним
из самых ценимых мировых концертных исполнителей своего времени. Просто сказано
— он был блестящим оперным певцом. Его отличные интерпретации произведений
Верди, Вагнера и Томаса принесли ему ласковое имя "короля баритонов". Он выступал
на многих мировых сценах (в Милане, Петрограде, Лиссабоне, Буэнос-Айресе, Риме,
Варшаве, Чикаго), даже и на открытие Оперы в Загребе в 1870 году. Без его присутствия
не обошлось и открытие Метрополитена в Нью-Йорке 28 октября 1833 года.
Иван Матетич Роньгов (1880—1960), который родился в окрестностях Риеки, в каставской деревне Роньги, считал свой родной край музыкально очень интересным. Звуки необыкновенных народных напевов, особенно игра двух голосов, увели молодого Роньгова следами местной музыкальной традиции. Он становится исследователем фольклора, записывая то, что слышит в приморских деревнях, а потом уже и композитором. Благодаря его запискам, теоретическим тезисам и новым композициям, необычайная музыкальная гамма Истрии стала ценимой частью хорватского музыкального наследства.
Из-за этого его опус чрезвычайно важен. Роньгов сосредоточивался в своих произведениях
на вокальную музыку — хоровые композиции, композиции для двух голосов
и песни для соло.
Ловро Матачич (1899—1985), начиная в своем родном городе под Трсатом,
стал международно-признанным артистом — оперным и оркестровым дирижером.
После учебы в венском Консерватории, роялю, дирижерству и композициям, он начал
свою дирижерскую карьеру в Кельне в 1916 году. Он руководил операми в Осиеке,
Загребе и Любляне, а в 1956 году стал
директором государственных опер в Дрездене
и Берлине. Дирижировал он и во Франкфурте
на Майне, и был постоянным гостем Венской государственной оперы. Выступая
во многих музыкальных центрах Европы и Америки,
он вызывал восторг зрителей своими оперными и концертными интерпретациями произведений
Моцарта, Вагнера, Верди и Штрауса, и интерпретациями симфоний Бетховена, Брамса
и Брюкнера.
Борис Попандопуло (1906—1991) не остался только сыном своей матери,
оперной певицы Майи Строцци. Мастер композиционных техник, он успешно мог связать
ритмически-мелодичные особенности хорватского фольклора и европейские влияния.
Он создавал все музыкальные формы — симфонию, оперу, балет, концерт, ораторий
и другое. Особенно выделяется его ораторий Муки Господина нашего Иисуса Христа
для солистов и мужских хоров. Дирижерству он учился на Новом венском консерватории,
чтоб позже стать дирижером Оперы в Загребе, и дважды дирижером в Риеке. Дирижером,
он был постоянным гостем Оперы в Каире. Многие
года Папандуполо прожил в Опатии,
где, в мире одной из вилл, за роялем, настали многие его произведения.
|