Хорватия > Наивное искусство
Наивное искусство
Нужно отметить, что традиция «наивного искусства» на сегодняшний день существует
и в Сербии и в Словении,
но именно Хорватии принадлежит первенство в оригинальной технике масла на стекле,
благодаря которой работы хорватских «наивцев» выделяет особая чарующая светлость.
В 2010 году в Загребской галерее «Мирко Вириус» Союза художников-примитивистов,
состоялась ретроспективная выставка самых значительных работ из коллекции Словенского
Музея наивного искусства (г.Трэбне). Эффект был ошеломляющим - несмотря на некоторые
хорошо известные в Хорватии имена первой и второй волны наивных художников Югославии,
зрители увидели совершенно другое наивное искусство. Та же история повторяется
и с работами Сербского наивного искусства - для русского зрителя они, вероятно,
ближе всего по стилю к Пиросмани (Н. Пиросманашвили), да и стекло здесь встречается
всё реже.
Но не будем забегать вперёд и попытаемся несколько приоткрыть дверь в феномен
Хорватского наивного искусства.
У истоков этого направления стоял живописец Крсто Хегедушич (Krsto Hegedusic)
(1901-1971), основавший в 1929 году сообщество художников под названием “Zemlja”
(Земля), которая была запрещена Сербской полицией в 1935 году.Техника эта сама
по себе не являлась открытием, т.к. уже в XVII веке в Польше и на Украине самобытные
художники писали иконы на стекле, зачастую не придерживаясь канонов иконографии,
а в некоторых хорватских домах можно было увидеть «святые картины» или «малераи»
с изображением святых, привезённые из Австрии. Важно помнить, что в Подравине
30-х годов, стекло встречалось намного чаще, чем бумага и, тем более, препарированный
холст. О разнице в цене не приходилось даже говорить. Так, в силу практических
и финансовых условий, родилась уникальная в хорватском наивном искусстве техника
- масло на стекле. Причём, последовательность написания картины в такой технике
совершенно противоположна технике масла на холсте, т.к. вначале выписываются
самые мелкие детали картины, а наиболее крупные (напр. небосвод) «накладываются»
в конце работы над картиной. К тому же, художник постоянно должен помнить о
эффекте зеркала, который наглядно демонстрируется на примере правой и левой
руки, - самой характерной ошибке в работах начинающих художников. Требовательность
этой техники за кажущейся упрощённостью изображения особенно поражает новичка
на мастер-классах художников-примитивистов. Многие наивные художники считаются
академическими коллегами мастерами графики (например Иван Лацкович, Перо Топляк,
Владо Трумбеташ, Желько Сэлэш и др.)
В 1931 году художники и их работы, благодаря личной храбрости и дальновидности
Хегедушича, приняли участие в III выставке «Земли» в Загребе, где совершенно
неожиданно к ним проявили огромный интерес и зрители, и критики. В то время
это был настоящий взрыв - крестьянские художники-самоучки выставили свои работы
в одном ряду с академически образованными профессиональными художниками в здании
Загребского павильона Искусств (по сей день одна из ведущих признанных галерей
Загреба и Хорватии в целом). Этот момент и считается началом хорватского наивного
искусства.
Очень важно отметить, что Хорватское наивное искусство как, впрочем, и сама
Хорватия намного шире от Хлебинской школы. Никоим образом нельзя забывать о
существовании других направлений хорватской наивной школы, таких как Ядранский
круг (Vukic Ante, Тадич, уже академический художник Ивица Пропадало, и др.)
старейший член Союза художников Хорватии, о Загребских художниках Камило Вуйчиче,
Томо Крале, художнике и музыканте Мирославе Пинтаре, представителе урбанистического
наивного искусства Udiljak Branimir и совершенно особенном творчестве М. Конавлянина.
Наивное искусство Хорватии невозможно рассматривать без таких замечательных
скульпторов как Булич Иван (Bulic Ivan Ico, живёт на лантерне), Звонимир Дангубич
(Dangubic Zvonimir, автор столба с петухом перед галереей Ивана Веченая в селе
Гола), Зденко Гргеляц (Grgeljac Zdenko, из городка на четырёх реках - Карловца),
Младен Кефеля (Kefelja Mladen), Мато Михиница (Mihinica Mato - сакральная скульптура),
Злата Шокец (Sokec Zlata, работает в технике раку), Мато Тиардович (Tijardovic
Mato, организатор детской школы скульптуры в Истрии), Изидор Попияч Беднянский
(Izidor Popijac Bednjanski - Ziga ателье скульптора в предместье Кумровца, кроме
керамики известен по невероятным курительным трубкамскульптурам из многолетней
древесины, выловленной из реки Бедны) и др.
Невероятно как в зависимости от места рождения и жизни художников меняется
колорит и характер их работ. Заранее прошу прощения у читателя и особенно у
художников-примитивистов, но рассказывать о наивном искусстве невозможно без
иллюстрации рассказа некоторыми работами, говорящими за себя в сто раз больше
самых витиеватых предложений. На сегодняшний день создано огромное множество
произведений, из которых очень трудно выделить несколько для нашей статьи и
тем самым показать читателю, хотя бы приблизительно, всю гамму стилей и тем.
Исходя из возможностей одного печатного издания, ограничимся несколькими фотографиями
к статье, заранее принося извинения читателю. Для более полного представления
вам всё-таки нужно посетить Музей наивного искусства.
|