Туризм в России    
 

Западная Европа
Австрия
Бельгия
Германия
Лихтенштейн
Люксембург
Нидерланды
Франция
Швейцария
Восточная Европа
Белоруссия
Болгария
Венгрия
Македония
Молдова
Польша
Россия
Румыния
Словакия
Украина
Чехия
Северная Европа
Англия
Великобритания
Дания
Ирландия
Исландия
Латвия
Литва
Норвегия
Уэльс
Швеция
Шотландия
Финляндия
Эстония
Южная Европа
Андорра
Босния и Герцеговина
Ватикан
Греция
Испания
Италия
Кипр
Мальта
Монако
Португалия
Сан-Марино
Сербия
Словения
Хорватия
Черногория
Около Европы
Армения
Азербайджан
Грузия
Турция
Крупные города
Барселона
Белград
Берлин
Будапешт
Генуя
Дрезден
Дубровник
Загреб
Копенгаген
Краков
Лейпциг
Лондон
Неаполь
Париж
Прага
Рига
Стокгольм
Франкфурт
Хельсинки
Эдинбург
Острова
Азорские острова
Гренландия
Искья
Канарские острова
Крит
Мадейра
Майорка
Родос
Сардиния
Сицилия
Фарерские острова
Шпицберген
Природа

Хорватия > Природа

Природа Хорватии

С Рысняком, Пакленицей, Плитвицкими озерами, Северным Велебитом в горной части, островами Корнати, Млетом, Бриюнами и каскадами реки Крки в прибрежной местности Хорватия - настоящая жемчужина природной красоты. Стремя ботаническими садами в Трстено вблизи Дубровника, Лисичинами близ Вочина и в Опеке недалеко от Виницы, множеством прекрасных садов и защищенных парков природы эта страна истинный зеленый оазис, насчитывающий 4300 растительных видов и точно такое же количество животных пород.

Так не будьте нерешительными и отправляйтесь в плавание по лазурно-синим волнам Адриатики и найдите остров на котором находится одно из последних мест обитания белоголового сипа в Европе! Для истинных любителей природы небольшое напоминание: Хорватия - страна, где можно плыть в открытом море вместе со своим приёмышем-дельфином или, если Вам действительно повезет, напасть на след таинственной средиземноморской медведицы (редчайшая порода средиземноморского тюленя). Ведь, Хорватия - это пространство, в котором природа представлена в полном ее цвете и разнообразии.

Вне старой островной тропинки, в скалистую местность, простирающуюся вдаль, чаще всего до первой ветхой каменной стены, и твой нос окажется в серьезном искушении. Ароматичные испарения средиземно­морских растений, согретых жарким солнечным шаром, проникнут глубоко в твои груди, опьяняя тех, которые этому не привыкли. Капельки эфирных масел, которые забираются под одежду, в тело, и облагораживают благовонием.

Шалфей и розмарин, полынь и лаванда, мята и тимьян, лакрица и тмин — какой пленительный, пахнущий сал! Вникая в нос гуляющего, недалеко лежат и такие приятные наглецы, подобно мирте и лавру, мастиковому дереву, бузине и конопле. Это хорошо знали и наши бабушки, которые держали стручки ароматичных трав в сундуках с бельем (и ткань хорошо пахнет, и насекомые не будут туда лазить), а также кидали их в воду, когда принимали ванну (чтоб освежить кожу), и добавляли еде (чтоб угодить небу голодных). Хранились растения и в домашней аптеке, на всякий случай. Знали наши бабушки, что травы не только хорошо пахнут, но и являются драгоценными лекарствами, даже иногда, но не беспричинно, верили традиционным народным лекарствам, а не более новым, лабораторным экспериментам.

Эти растения не всегда легко достать. Возле камней притаились шипы тех растений, которые не любят, чтоб их трогали. О васильке и чертополохе колючем, палиурусе и терновнике, говорят, что их сам «дьявол острил тринадцать лет». А он знает, что делает. Так что, осторожно!

Хорошо сделаешь, если прогуляешься между беседками из виноградных лоз, полакомишься, хоть одной кистью, перед тем как хозяин виноградника перельет его невинный сок в деревянную бочку, делая из него, только ему знакомым способом, опьяняющее вино. Сладко будет тебе собрать рукой и плоского дерева, смоковницы. Если лоза дарит фрукт Дионисия, который помрачает ум и вводит в распущенность, то смоква — королевна любовного сладострастия, мягкое олицетворение богини плодоро­дия. Попробуешь ли и одно и другое, то Средиземноморье навеки «отравит» тебя эросом и гедонизмом, способностью брать удовольствие во всем, что дарит жизнь. Тебе сможет, наверно, помочь только олива. Подобно маслу ее плода, которое охраняет кожу купающихся от жарких солнечных лучей, и олива успокаивает страсти, наводит на благоразумие, а и употребляется иногда и лекарством.

Возможно, это хорошо, что не все деревья Средиземноморья напоминают этот трио. Высокие, зеленные, похожие на стрелы, кипарисы призывают всегда тишину, степенно соединяя земное с небом. Наверно их поэтому можно всегда найти возле столетних кладбищ, где покоятся целые поколения жителей приморья.

Леса покрывают почти половину кварнерского пространства. Поэтому не странно то, что целые острова названы по зеленом покрове. Иллирийское слово арб, от которого происходит имя острова Раба, означает темный, черный, по темным краснолесьям, которые в эпоху иллирийцев владели островом. На Средиземноморье мало таких толстых, крепких, высоких каменных дубов, подобно тем в лесу Дундо на Рабе. Этот вечнозеленый средиземноморский дуб на Рабе растет в густых лесах. Не отстают ни те в лесу Калифронт, ни те на севере Цреса. Часто появляются и сосна, каштан и хмелеграб. На Рабе растет и шелковица. Не знаю, связана ли она с названием острова, но когда-то о ней зависела очень успешная культура шелкопряда, то есть, шелководство на Рабе. Густые сосновые леса — символ острова Лошиньа.

Кажется удивительным, но есть места, где мешаются средиземноморская и горная вегетации. Но, граница все-таки, в правиле, ясна. До куда растет оливковое дерево, там все еще Средиземноморье. За этим уже начинается что-то другое. У подножья Учки могут расти пальмы, агавы, лавр и каштан, но вглубь горы — нет. Зато видно, что море и гора в тесных узах одно с другим. От кварнерского побережья, где ты только лишь набрал олив, до горных склонов, которые украшает эдельвейс, всего три—четыре часа спешного хода.

Горная местность, лежащая вглубь от прибрежной полосы Кварнера, еще богаче лесом, и цветущими лугами. Решишься ли убежать от приморской толпы, разноцветный ковер, который в Горском котаре окажется тебе под ногами, будет достойной наградой твоему отступлению. Шафран и ландыш, фиалка и первоцвет весенний, поповник и морозник — все эти растения будут отдыхом твоим гла­зам.

Если ты любитель здоровой жизни, под рукой тебе окажутся ничем загрязненные лесные плоды: черника, малина, земляника, смородина, брусника. Ешь их, в городе таких не найдешь. Осторожно с грибами, предоставь это тому, кто знаком с ними.

Осматриваясь около себя, повсюду твой взгляд упадет на деревья. Деревья, деревья, и опять — деревья. Такова судьба человека в лесу. Лес Горского котара — в основном из ели и бука, да еще клена, ильма и ясеня. В различие от темных лесов Снежника и Рисньака, с мохом, лишайниками и мерниками, где преобладают сосны и ели, так называемые светлые леса — из бука. В Национальном парке Рисньак, настоящем «музее природы», в нижних частях растут гигантские ели; забираясь выше, чаще будет встречаться бук, пока не достигнем самой верхушки, где царем является сосна.

Шалфей возле моря, сосна на горной верхушке — пленительные пейзажи на расстоянии одного шага!

Ещё задолго до «открытия туризма» своим гостям мы дарили красные пряники в форме сердца, которые символизируют нашу любовь ко всем приехавшим к нам. Сегодня это Лицитарское сердце мы дарим дорогому гостю и другу - сегодня мы его дарим Вам!

Обидно, что это всё, что мы можем Вам предложить на этих страницах. Звуки утреннего клокотания моря, чириканья птиц, полуденных криков чаек, неутомимых песен сверчков в сосновых лесах.... мы не можем Вам всего этого передать. Ни тихой песни «кланы» в ночной уличке, ни журчания мандолин с украшенных славонских упряжек.

Как передать запах сухоцвета на острове Врач или лаванды на Хваре? Как пересказать запах старинных пергаментов и ладана в монастырских библиотеках, шум кипарисов, когда дует маестрал, рывок паруса при порыве ветра, свежесть хрустальной прозрачности, в которую Вы погружаетесь на одном из уединенных пляжей? Как передать вкус «плавца» (красное вино) и раков с жаровни, гул голосов и аккорды с летних террас, дрожание лунного света на морской поверхности при полном безветрии?...

Как пересказать прикосновение рук любимых в душистой тени уснувших сосен? Как?