Кипр > Византийская музыка
Византийская церковная музыка
В новейшее время (XVIII — XIX вв.) многие киприоты получали свое образование
в крупнейших музыкальных центрах, где еще сохранялась византийская музыкальная
традиция в Константинополе (Стамбуле) и Смирне (Измире), городах, с которыми
Кипр имел тесные духовные связи.
В тот же период в этих городах были организованы типографии и были изданы
антологии церковных музыкальных произведений, многие из них сохранились до наших
дней в библиотечных собраниях архиепископии, митрополий и монастырей. Эго придало
новый импульс распространению певческого церковного искусства.
В наши дни Кипрская церковь прилагает значительные усилия для того, чтобы сохранять
музыкальные византийские традиции. При митрополиях, в монастырях, церковных
приходах созданы певческие коллективы, которые отличает верность истокам и
исполнительское богатство православной гимнографии.
Особо подчеркнем, что при архиепископии Кипра сейчас открыта школа византийской
музыки, куда приглашены лучшие педагоги. Цель школы - научить будущих церковных
певчих подлинному патриаршему исполнительскому стилю, сохранить отеческие
музыкальные традиции. Отметим в заключение, что в последние годы на острове
были
предприняты весьма достойные издания музыкальных антологий для всех тех, кто
интересуется изучением византийской музыки.
Церковные гимны и музыка неразрывно связаны с духовной жизнью и религиозными
ритуалами, они являются важной частью церковной службы, поддерживают благочестивое
состояние человека, духовно возвышают собравшихся в храме. Они получили название
византийских, потому что зародились во времена Византии. В этот период и на
Кипре был расцвет музыкальной культуры. Один из важнейших факторов его - деятельность
больших монастырей, участвовавших в ее становлении и широком распространении.
Изучение многочисленных византийских музыкальных рукописей, сохранившихся на
острове, приводит к выводу, что основанные в XI - XII вв. монастыри Киккос,
Махера, св. Неофита, другие обители имели специальные мастерские, где изготавливали
музыкальные рукописные нотные антологии и гимнографические сборники.
Среди насельников этих
монастырей были те, кто стал
впоследствии музыкантами и
певчими, сыграл заметную роль в распространении музыкальных византийских традиций
на Кипре. Монахи кипрских обителей совместными усилиями многое делали для того,
чтобы на острове сохранился патриарший (то есть практиковавшийся в
Констатинопольском патриаршьем кафедральном соборе) стиль церковного песнопения,
с особыми характерными чертами простоты и изысканности. Литургическая стройность
и точность панегирического исполнения, которые хранили монастыри, являлись
авторитетным примером для последователей. Многие певчие, посещавшие эти обители
и
знакомившиеся с Лим практическим опытом, переносили его на слух в храмы своих
городов и сел.
Как показывает изучение музыкальных рукописей, труды кипрских музыкантов характеризует
глубочайшее религиозное усердие и духовное благочестие. В большинстве своем
они имели хорошую богословскую и филологическую подготовку. Некоторые, к примеру,
Софроний Киккский, а позднее - митрополит Анкирский Серафим (Писседиос) (сер.
XVIII в.), слыли великолепными знатоками церковной гимнографии и музыки.
|