Кипр > Церкви
Церкви Кипра
Местные предания, исторические случайности и закономерности развития каждого
района Кипра, символика выражения догматов в каждой Церкви, - все это сформировало
основные черты современного богослужебного облика, предопределило особенности
христианского храма в каждой стране.
Разделение римского государства, образование Западной римской империи и Восточной,
которую мы называем сегодня Византия, и разные пути их исторического развития
привели к разнообразию во многих сферах, в том числе в архитектуре, убранстве
и облике храмов. Эти различия, особенно после великой схизмы двух Церквей (1054)
на Римско-католическую и Православную, проявились и как догматические расхождения,
которые закрепились с течением времени.
Основополагающим правилом архитектоники византийской церкви является принцип
соответствия, гармонии размеров человека и здания. В этой гармонической аналогии
православное богословие раскрывает юзможности, затоженные в человеке, созданном
по образу и подобию Божию самостоятельной индивидуальностью, отдельной личностью.
Речь идет о возможностях, которые через покаяние возвышают человека к сонму
праведников и святых. На западе, напротив, храмовое сооружение, как правило,
огромных размеров, создает у молящегося состояние ничтожности и бессилия, подчеркивает
греховность его природы, призывая к суду Божьему и неизбежному наказанию, если
жить без покаяния. Несмотря на то, что православная церковь не запрещает использование
памятников и скульптур, на Кипре предпочтение отдается иконным изображениям Христа
и святых. Также Церковь стремится не использовать театрализованные постановки,
которые восходили к идолопоклонническому прошлому.
Хорошо известны и Богородичные храмы: Панагии Яматики (Целительницы) в деревне
Аракапас, Хрисштиниотиссы, Фанеромени, Палуриотиссы в Никосии, Панагии Хрисоспилиотиссы.
|