Кипр > Православная Божественная литургия
Православная Божественная литургия
Основной целью соборного присутствия верующих в храме является участие в таинстве
Божественной литургии. Согласно православной традиции, она совершается на местных
языках, на которых говорят верующие, и состоит из приготоагения к причастию
священных даров. Это не только лишь воспоминание о пребывании Богочеловека на
земле, но и соединение, единение верующих с самим Христом, совершаемое через
причастие «сотелесное и сокровное», как писал св. Кирилл Иерусалимский.
Торжественное перенесение Евангелия на амвон, сопровождается исполнением разных
тропарей в воспоминание празднуемых в этот день различных исторических событий
в жизни Церкви. Священство величественно выходит из алтаря во время Большого
Входа. Под пение херувимской песни святые дары - вино и артос - с особой торжественностью
переносятся с жертвенника, где совершалась проскомидия, на престол, символизируя
тем самым путь Иисуса на Голгофу и Его Распятие.
Во время совершения Божественной литургии под звуки песнопений происходит схождение
Святого Духа для преосуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, которыми
и причащается как клир, так и остальные верующие.
В традициях Православия на протяжении всей его истории не приветствуется использование
музыкальных инструментов, а отдается предпочтение голосовому пению. Такую точку
зрения исповедовали в своих поучениях Отцы Церкви - Климент Александрийский,
ФеодоритТирский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Иоанн Златоустый, св.
Августин, св. Иероним и другие. Они считали использование инструментов излишним.
Музыкальный инструмент лишь чарует слух мелодическим звуком, не передавая мелодику,
лирику слова, не вызывая такого волнения в душе верующего, которое бы вело его
к божественному восторгу. Таково, например, мнение св. Григория Нисского.
Святым причастием клира и народа завершается Божественная литургия, после совершения
которой верующим в храме подносится антидор - частицы артоса, просфоры, как
благодарность тем, кто не принимал причастия, за подношение вина и хлеба, за
участие в Божественной литургии.
Деятельное соучастие верующих в ритуальной жизни Церкви, в преисполненных
благочестия службах, в постах и праздниках формирует личностный опыт православного
христианина и тот образ жизни, которым каждый приближает спасение.
|