Туризм в России    
 

Западная Европа
Австрия
Бельгия
Германия
Лихтенштейн
Люксембург
Нидерланды
Франция
Швейцария
Восточная Европа
Белоруссия
Болгария
Венгрия
Македония
Молдова
Польша
Россия
Румыния
Словакия
Украина
Чехия
Северная Европа
Англия
Великобритания
Дания
Ирландия
Исландия
Латвия
Литва
Норвегия
Уэльс
Швеция
Шотландия
Финляндия
Эстония
Южная Европа
Андорра
Босния и Герцеговина
Ватикан
Греция
Испания
Италия
Кипр
Мальта
Монако
Португалия
Сан-Марино
Сербия
Словения
Хорватия
Черногория
Около Европы
Армения
Азербайджан
Грузия
Турция
Крупные города
Барселона
Белград
Берлин
Будапешт
Генуя
Дрезден
Дубровник
Загреб
Копенгаген
Краков
Лейпциг
Лондон
Неаполь
Париж
Прага
Рига
Стокгольм
Франкфурт
Хельсинки
Эдинбург
Острова
Азорские острова
Гренландия
Искья
Канарские острова
Крит
Мадейра
Майорка
Родос
Сардиния
Сицилия
Фарерские острова
Шпицберген
Социалистическая Чехословакия

Чехия > Социалистическая Чехословакия

Социалистическая Чехословакия

Самой заметной переменой, на которую обращает внимание каждый, кто бывал в социалистической Чехословакии до 1989 года, стали цвета улиц и выражения лиц людей. Серая страна с хмурыми, неулыбчивыми жителями, разочарованными десятилетиями коммунистического правления, вдруг проснулась как спящая красавица и теперь поднимается, рвется в мир, жадно стремясь наверстать упущенное.

В так называемый восточный блок Чехословакия вошла вскоре после второй мировой войны, когда большую часть страны на основе союзнических соглашений освободили советские войска; к тому же идеалы коммунизма хорошо вписывались в атмосферу послевоенного созидательного энтузиазма. После выборов 1948 г. республика, бывшая до войны образцовой демократией, вступила на путь социализма. Политические процессы его первых лет, казни, каторжные работы на урановых рудниках в шестидесятые годы сменяются стремлениями к развития которых стала так называемая и последовавшее за ней вторжение войск пяти стран- участниц Варшавского договора и потом еще долгих двадцать лет «нормализации» с их жесткой цензурой и всевластием тайной полиции. Социалистическая Чехословакия любила гордиться «семейным серебром», унаследованным, правда, от своих капиталистических предков: она продолжала экспортировать замечательные пиво и хмель, хрусталь и стекло или же пианино «Петроф», а также сталь и уголь, тракторы «Зетор», автомобили «Татра» и «Шкода», локомотивы, трамваи, оружие.

Прежде чем в стране пустил корни высокопарный социалистический реализм, архитектура и искусство успели стяжать успех на Всемирной выставке «ЭКСПО» в Брюсселе в 1958 г., куда Чехословакия привезла уникальный аудиовизуальный проект «Латерна Магика», и в 1967 г. в Монреале (знаменитый «Киноавтомат»), а одновременно со строительством однообразных панельных микрорайонов осуществлялись и такие проекты, как передатчик на горе Ештед, получивший престижную международную премию О. Перре.

Рядом с теми, кто творил, чтобы угодить режиму, не склоняли головы такие авторы, как поэт Ярослав Сейферт (лауреат Нобелевской премии за литературу, 1984 г.) или же драматург Вацлав Гавел. К счастью, сегодня, чтобы творить свободно, талантливым чехам уже не приходится отправляться в эмиграцию, как это, например, сделал в 1975 г. писатель Милан Кундера. Они и сегодня востребованы в мире - как, скажем, хоккеисты Яромир Ягр, Доминик Гашек, футболист Павел Недвьед или лыжница Катержина Нойманнова - но их родиной по-прежнему остается Чешская Республика.