Туризм в России    
 

Западная Европа
Австрия
Бельгия
Германия
Лихтенштейн
Люксембург
Нидерланды
Франция
Швейцария
Восточная Европа
Белоруссия
Болгария
Венгрия
Македония
Молдова
Польша
Россия
Румыния
Словакия
Украина
Чехия
Северная Европа
Англия
Великобритания
Дания
Ирландия
Исландия
Латвия
Литва
Норвегия
Уэльс
Швеция
Шотландия
Финляндия
Эстония
Южная Европа
Андорра
Босния и Герцеговина
Ватикан
Греция
Испания
Италия
Кипр
Мальта
Монако
Португалия
Сан-Марино
Сербия
Словения
Хорватия
Черногория
Около Европы
Армения
Азербайджан
Грузия
Турция
Крупные города
Барселона
Белград
Берлин
Будапешт
Генуя
Дрезден
Дубровник
Загреб
Копенгаген
Краков
Лейпциг
Лондон
Неаполь
Париж
Прага
Рига
Стокгольм
Франкфурт
Хельсинки
Эдинбург
Острова
Азорские острова
Гренландия
Искья
Канарские острова
Крит
Мадейра
Майорка
Родос
Сардиния
Сицилия
Фарерские острова
Шпицберген
Валь-д'Изер

Франция > Валь-д'Изер

Валь-д'Изер

Дорога сюда утомительная: вечные субботние пробки у Мутье и Бург-Сен-Мориса, за которым шоссе, свернув на-право, медленно, но верно начинает 30-километровый подъем на высоту 1850 метров над уровнем моря, в Валь-д'Изер. Плотина, искусственное озеро, высотные корпуса Ла-Дай, последний прямой отрезок... Дальше неширокая долина раздваивается, образуя просторную поляну. С севера её прикрывают трёхтысячники Le Dom (3026) и La Tsanteleina (3605), с южной стороны, где расположены подъёмники и трассы, горы пониже: скальная Bellevarde — 2827 метров, Solaise с плоской макушкой — 2560 метров...

На одном старом, полувековой давности, черно-белом фото, сделанном в Валь-д'Изере, группа юных лыжников выстроилась вдоль склона. Номера на груди, серьёзные лица — всё как у взрослых... «Тринадцатый», в центре, Жан-Клод Килли, как-то особенно сосредоточен перед стартом. Впереди у него великая спортивная карьера. В 1960-х годах он начнёт побеждать на разных международных соревнованиях, в 1968-м станет трёхкратным олимпийским чемпионом. В его честь назван большой горнолыжный регион.

Эспас Килли — очень красивая горнолыжная область, объединяющая Валь-д'Изер и соседний курорт Тинь (2100), — имеет своих преданных поклонников. Тысячи людей, однажды влюбившись в эти места, не в силах им изменить и приезжают сюда вновь и вновь.

    Плюсы
  • Большая территория катания, возможность ски-сафари.
  • Два ледника: 100%-ная гарантия снега.
  • Много интересного для экспертов — и на трассах, и off-piste.
  • Активная вечерняя жизнь.
    Минусы
  • Спуски в Валь-д'Изер сложны для новичков.
  • До подъёмников иногда приходится идти пешком 10-15 минут.
  • Перегруженность некоторых трасс в пик сезона.
  • Весьма высокие цены.

По длине связанных между собой трасс Территория Килли меньше Трех долин и Парадиски — размеченных спусков здесь три сотни километров. Высота региона — 1550-3450 метров над уровнем моря. Два ледника — LePissaillas (3300) в секторе Валь-д'Изера и Grande Motte (3656) над Тинем — с круглогодичным горнолыжным сезоном (ни в Трех долинах, ни в Парадиски летнего катания нет). Около сотни современных скоростных подъёмников, дюжина горнолыжных школ, в которых работают 800 опытных инструкторов и гидов.

Это сегодня. А первый зимний туристический сезон пришёлся на 1932/1933 год. В Валь-д'Изере тогда было четыре отеля: Parisian, Bellevue, Galise и Glaciers. Через год на выкате с Solaise построили буксировочный подъёмник Rogoney и открыли горнолыжную школу. В 1937-м была проложена дорога через Iseran (2762), один из самых высокогорных альпийских перевалов, и первые лыжники поднялись на ледник Pissaillas. После войны, в 1950-х годах, канатки одна за другой протянулись на Solaise и Rocher de Bellevarde; отелей в Валь-д'Изере насчитывалось уже три

Трассы для профи

Заваленные снегом улочки вокруг церкви Святого Бернара Ментонского, покровителя горцев, с колокольней XVII века, опирающиеся на мощные каменные колонны приземистые шале и пятиэтажные отели, заполненный пёстрой толпой главный выкат к курорту — все это остаётся на дне долины. Поднимаясь на скалу Бельварда, всякий раз интересно взглянуть вниз, на легендарную черную Face — одно из лучших творений известного архитектора горнолыжных трасс Бернара Русси. Трёхкилометровый спуск с перепадом высот в 973 метра и максимальным уклоном до 70 %. А вот, наверное, и тот самый Passage Ancolie, названный по имени альпийского водосбора. Существует трогательная легенда, гласящая, что Русси, проектируя трассу к альбервильской Олимпиаде, пожалел редкий цветок и проложил спуск чуть в стороне, через узкий восьмиметровый проход в скалах. «Чистое безумие, вписаться в этот поворот на приличной скорости просто невозможно», — в один голос утверждали тогда специалисты.

Самая сложная трасса Face проходит по восточному склону Bellevarde. В январе-феврале здесь бывает очень жёстко. Ближе к концу сезона спуск мягче, однако более пологим он от этого не становится и также требует хорошей техники владения лыжами. Из Валь-д'Изера к началу Face вытягивает скоростная гондольная канатка Olympique; подъем занимает не более пяти минут. Очередей практически не бывает: 18 кабин, каждая на 30 мест (в них не стоят, а сидят), перевозят 2600 человек в час.

В западном направлении с Bellevarde стартует менее крутая, но по-своёму интересная трасса Orange. Обогнув вершину слева, свернув на восточный склон, она сужается в зоне леса и финиширует в районе Ла-Дай, у станции рельсового фуникулёра. Параллельно, словно соревнуясь с ней, устремляется вниз красный спуск ОК, что для кого-то означает «порядок!», а вообще-то расшифровывается как Oreiller-Killy. Ежегодно в середине декабря на ОК проходят соревнования, поэтично именуемые Criterium de la Premiere Neige, — один из престижных этапов горнолыжного Кубка мира.

«Критерий» имеет полувековую историю. Поначалу, в 1955-1960-х годах, его проводили на Solaise, куда из Валь-д'Изера можно подняться на фуникулёре или четырехкреселке. Здесь также есть несколько неплохих трасс для сильных лыжников: красная М и черная Rhone-Alpes (прежде она называлась Piste А), а чуть левее крутой бугристый спуск S... Во время прошлогоднего чемпионата мира трассы ставили как на Bellevarde, так и на противоположном склоне Solaise. Фор=мула Face to Face (лицом к лицу) нашла своё отражение в логотипе ЧМ- 2009 — красно-синей галочке V.

В глубине долины Manchet достоин внимания размеченный, но редко, разратраченный спуск справа от одноименной четырехкреселки. За Solaise, на противоположном северо-западном склоне, любителей внетрассового катания ждёт великолепная целина. Немало удовольствия доставит извилистая красная дорожка Germain Mattis. Похожая трасса, только короче и круче, есть над местечком Форне (1930). Это последний населённый пункт долины Валь- д'Изера, дальше, до самой границы с Италией, — необитаемые пространства пиков и ледников.

Новичики

Куда податься новичкам? Из Форне вытягивает 80-местный фуникулёр, выше, к перевалу Iseran, доставляет длинная шестиместная гондольная канатка. Народу на Pissaillas обычно мало, трассы просторные и несложные. Они вполне подошли бы начинающим катальщикам, если бы не довольно долгая дорога до ледника: из Валь-д'Изера на лыжах — несколько подъёмов и спусков, никак не меньше часа. Куда ж податься новичкам?

Небольшой вечно перенаселённый «лягушатник» есть в самом низу, на выкате к курорту. Однако лучшие трассы для учебного катания находятся наверху: в секторе Solaise — у креселок Glacier Express, Datcha и Madeleine, а в секторе Bellevarde — на широких пологих склонах между Tovier (2704), Col de Fresse (2580) и Charvet (2715).

В обоих случаях возвращение в Валь- д'Изер проблематично. Спуски с Solaise явно не для начинающих, о черной Face Bellevarde и говорить нечего; синие кулуары L и Santons часто бывают закрыты из-за опасности схода лавин с юго- восточных склонов. С Solaise новички могут спуститься в Валь-д'Изер на канатке, а с Bellevarde — попробовать съехать подлинной пятикилометровой трассе Diebold-Verte, финиширующей в Ла-Дай.

Над этим «пригородом» Валь-д'Изера находится, пожалуй, самое загадочное место на Территории Килли с не очень благозвучным для русского слуха названием Vallee Perdue — Потерянная долина. Вход в неё — вполне безобидный овражек у нижней станции восьмикреселки Tommeuses, перебрасывающей в сектор Тиня. Через некоторое время он резко сужается, превращаясь в тесный каньон длиной в несколько сотен метров. Глубина разлома, извилистой трещины в теле горы, в среднем около десяти метров, ширина подчас не более двух-трех метров. Поставить лыжи поперёк удаётся с трудом. Ехать по прямой рискованно — можно здорово приложиться о скальную стенку. В одном месте приходится даже лечь, чтобы протиснуться в каменную брешь... Никакой подготовленной трассы в Vallee Perdue, конечно, нет. Но снег под ногами плотный: желающих проехать по Потерянной долине — и лыжников, и бордеров — всегда хватает. Не пропустите и вы этот забавный и красивый природный аттракцион.

Лесных трасс в Espace Killy мало — деревья здесь плохо растут. Нижние участки ОК и Orange, Germain Mattis и Foret, несколько коротких отрезков на спусках с Solaise — вот, пожалуй, и все места, где встречается хоть какая-то растительность. Так что если вы любите кататься среди заснеженных ёлок и сосен, лучше отправляйтесь на курорты, расположенные пониже. Но если вашему сердцу милее бескрайние белые пространства с многокилометровыми выкатами, тогда Тинь, верхний спутник Валь-д'Изера, как раз то, что нужно.