Франция > Валь-д'Изер
Валь-д'Изер
Дорога сюда утомительная: вечные субботние пробки у Мутье и Бург-Сен-Мориса,
за которым шоссе, свернув на-право, медленно, но верно начинает 30-километровый
подъем на высоту 1850 метров над уровнем моря, в Валь-д'Изер. Плотина, искусственное
озеро, высотные корпуса Ла-Дай, последний прямой отрезок... Дальше неширокая
долина раздваивается, образуя просторную поляну. С севера её прикрывают трёхтысячники
Le Dom (3026) и La Tsanteleina (3605), с южной стороны, где расположены подъёмники
и трассы, горы пониже: скальная Bellevarde — 2827 метров, Solaise с плоской
макушкой — 2560 метров...
На одном старом, полувековой давности, черно-белом фото, сделанном в Валь-д'Изере,
группа юных лыжников выстроилась вдоль склона. Номера на груди, серьёзные лица
— всё как у взрослых... «Тринадцатый», в центре, Жан-Клод Килли, как-то особенно
сосредоточен перед стартом. Впереди у него великая спортивная карьера. В 1960-х
годах он начнёт побеждать на разных международных соревнованиях, в 1968-м станет
трёхкратным олимпийским чемпионом. В его честь назван большой горнолыжный регион.
Эспас Килли — очень красивая горнолыжная область, объединяющая Валь-д'Изер и
соседний курорт Тинь (2100), — имеет своих преданных поклонников. Тысячи людей,
однажды влюбившись в эти места, не в силах им изменить и приезжают сюда вновь
и вновь.
- Большая территория катания, возможность ски-сафари.
- Два ледника: 100%-ная гарантия снега.
- Много интересного для экспертов — и на трассах, и off-piste.
- Активная вечерняя жизнь.
- Спуски в Валь-д'Изер сложны для новичков.
- До подъёмников иногда приходится идти пешком 10-15 минут.
- Перегруженность некоторых трасс в пик сезона.
- Весьма высокие цены.
По длине связанных между собой трасс Территория Килли меньше Трех долин и Парадиски
— размеченных спусков здесь три сотни километров. Высота региона — 1550-3450
метров над уровнем моря. Два ледника — LePissaillas (3300) в секторе Валь-д'Изера
и Grande Motte (3656) над Тинем — с круглогодичным горнолыжным сезоном (ни в
Трех долинах, ни в Парадиски летнего катания нет). Около сотни современных скоростных
подъёмников, дюжина горнолыжных школ, в которых работают 800 опытных инструкторов
и гидов.
Это сегодня. А первый зимний туристический сезон пришёлся на 1932/1933 год.
В Валь-д'Изере тогда было четыре отеля: Parisian, Bellevue, Galise и Glaciers.
Через год на выкате с Solaise построили буксировочный подъёмник Rogoney и открыли
горнолыжную школу. В 1937-м была проложена дорога через Iseran (2762), один
из самых высокогорных альпийских перевалов, и первые лыжники поднялись на ледник
Pissaillas. После войны, в 1950-х годах, канатки одна за другой протянулись
на Solaise и Rocher de Bellevarde; отелей в Валь-д'Изере насчитывалось уже три
Трассы для профи
Заваленные снегом улочки вокруг церкви Святого Бернара Ментонского, покровителя
горцев, с колокольней XVII века, опирающиеся на мощные каменные колонны приземистые
шале и пятиэтажные отели, заполненный пёстрой толпой главный выкат к курорту
— все это остаётся на дне долины. Поднимаясь на скалу Бельварда, всякий раз
интересно взглянуть вниз, на легендарную черную Face — одно из лучших творений
известного архитектора горнолыжных трасс Бернара Русси. Трёхкилометровый спуск
с перепадом высот в 973 метра и максимальным уклоном до 70 %. А вот, наверное,
и тот самый Passage Ancolie, названный по имени альпийского водосбора. Существует
трогательная легенда, гласящая, что Русси, проектируя трассу к альбервильской
Олимпиаде, пожалел редкий цветок и проложил спуск чуть в стороне, через узкий
восьмиметровый проход в скалах. «Чистое безумие, вписаться в этот поворот на
приличной скорости просто невозможно», — в один голос утверждали тогда специалисты.
Самая сложная трасса Face проходит по восточному склону Bellevarde. В январе-феврале
здесь бывает очень жёстко. Ближе к концу сезона спуск мягче, однако более пологим
он от этого не становится и также требует хорошей техники владения лыжами. Из
Валь-д'Изера к началу Face вытягивает скоростная гондольная канатка Olympique;
подъем занимает не более пяти минут. Очередей практически не бывает: 18 кабин,
каждая на 30 мест (в них не стоят, а сидят), перевозят 2600 человек в час.
В западном направлении с Bellevarde стартует менее крутая, но по-своёму интересная
трасса Orange. Обогнув вершину слева, свернув на восточный склон, она сужается
в зоне леса и финиширует в районе Ла-Дай, у станции рельсового фуникулёра. Параллельно,
словно соревнуясь с ней, устремляется вниз красный спуск ОК, что для кого-то
означает «порядок!», а вообще-то расшифровывается как Oreiller-Killy. Ежегодно
в середине декабря на ОК проходят соревнования, поэтично именуемые Criterium
de la Premiere Neige, — один из престижных этапов горнолыжного Кубка мира.
«Критерий» имеет полувековую историю. Поначалу, в 1955-1960-х годах, его проводили
на Solaise, куда из Валь-д'Изера можно подняться на фуникулёре или четырехкреселке.
Здесь также есть несколько неплохих трасс для сильных лыжников: красная М и
черная Rhone-Alpes (прежде она называлась Piste А), а чуть левее крутой бугристый
спуск S... Во время прошлогоднего чемпионата мира трассы ставили как на Bellevarde,
так и на противоположном склоне Solaise. Фор=мула Face to Face (лицом к лицу)
нашла своё отражение в логотипе ЧМ- 2009 — красно-синей галочке V.
В глубине долины Manchet достоин внимания размеченный, но редко, разратраченный
спуск справа от одноименной четырехкреселки. За Solaise, на противоположном
северо-западном склоне, любителей внетрассового катания ждёт великолепная целина.
Немало удовольствия доставит извилистая красная дорожка Germain Mattis. Похожая
трасса, только короче и круче, есть над местечком Форне (1930). Это последний
населённый пункт долины Валь- д'Изера, дальше, до самой границы с Италией, —
необитаемые пространства пиков и ледников.
Новичики
Куда податься новичкам? Из Форне вытягивает 80-местный фуникулёр, выше, к перевалу
Iseran, доставляет длинная шестиместная гондольная канатка. Народу на Pissaillas
обычно мало, трассы просторные и несложные. Они вполне подошли бы начинающим
катальщикам, если бы не довольно долгая дорога до ледника: из Валь-д'Изера на
лыжах — несколько подъёмов и спусков, никак не меньше часа. Куда ж податься
новичкам?
Небольшой вечно перенаселённый «лягушатник» есть в самом низу, на выкате к курорту.
Однако лучшие трассы для учебного катания находятся наверху: в секторе Solaise
— у креселок Glacier Express, Datcha и Madeleine, а в секторе Bellevarde — на
широких пологих склонах между Tovier (2704), Col de Fresse (2580) и Charvet
(2715).
В обоих случаях возвращение в Валь- д'Изер проблематично. Спуски с Solaise явно
не для начинающих, о черной Face Bellevarde и говорить нечего; синие кулуары
L и Santons часто бывают закрыты из-за опасности схода лавин с юго- восточных
склонов. С Solaise новички могут спуститься в Валь-д'Изер на канатке, а с Bellevarde
— попробовать съехать подлинной пятикилометровой трассе Diebold-Verte, финиширующей
в Ла-Дай.
Над этим «пригородом» Валь-д'Изера находится, пожалуй, самое загадочное место
на Территории Килли с не очень благозвучным для русского слуха названием Vallee
Perdue — Потерянная долина. Вход в неё — вполне безобидный овражек у нижней
станции восьмикреселки Tommeuses, перебрасывающей в сектор Тиня. Через некоторое
время он резко сужается, превращаясь в тесный каньон длиной в несколько сотен
метров. Глубина разлома, извилистой трещины в теле горы, в среднем около десяти
метров, ширина подчас не более двух-трех метров. Поставить лыжи поперёк удаётся
с трудом. Ехать по прямой рискованно — можно здорово приложиться о скальную
стенку. В одном месте приходится даже лечь, чтобы протиснуться в каменную брешь...
Никакой подготовленной трассы в Vallee Perdue, конечно, нет. Но снег под ногами
плотный: желающих проехать по Потерянной долине — и лыжников, и бордеров — всегда
хватает. Не пропустите и вы этот забавный и красивый природный аттракцион.
Лесных трасс в Espace Killy мало — деревья здесь плохо растут. Нижние участки
ОК и Orange, Germain Mattis и Foret, несколько коротких отрезков на спусках
с Solaise — вот, пожалуй, и все места, где встречается хоть какая-то растительность.
Так что если вы любите кататься среди заснеженных ёлок и сосен, лучше отправляйтесь
на курорты, расположенные пониже. Но если вашему сердцу милее бескрайние белые
пространства с многокилометровыми выкатами, тогда Тинь, верхний спутник Валь-д'Изера,
как раз то, что нужно.
|