Туризм в России    
 

Западная Европа
Австрия
Бельгия
Германия
Лихтенштейн
Люксембург
Нидерланды
Франция
Швейцария
Восточная Европа
Белоруссия
Болгария
Венгрия
Македония
Молдова
Польша
Россия
Румыния
Словакия
Украина
Чехия
Северная Европа
Англия
Великобритания
Дания
Ирландия
Исландия
Латвия
Литва
Норвегия
Уэльс
Швеция
Шотландия
Финляндия
Эстония
Южная Европа
Андорра
Босния и Герцеговина
Ватикан
Греция
Испания
Италия
Кипр
Мальта
Монако
Португалия
Сан-Марино
Сербия
Словения
Хорватия
Черногория
Около Европы
Армения
Азербайджан
Грузия
Турция
Крупные города
Барселона
Белград
Берлин
Будапешт
Генуя
Дрезден
Дубровник
Загреб
Копенгаген
Краков
Лейпциг
Лондон
Неаполь
Париж
Прага
Рига
Стокгольм
Франкфурт
Хельсинки
Эдинбург
Острова
Азорские острова
Гренландия
Искья
Канарские острова
Крит
Мадейра
Майорка
Родос
Сардиния
Сицилия
Фарерские острова
Шпицберген
Новое время Европы

Средние века > Новое время Европы

Новое время Европы

Само выражение «Новое время» появилось в Новое время. Имеется в виду — появилось как термин. То, что наступают иные, новые времена, люди говорили всегда. Но разделение мировой истории на три эпохи: Древность, Средневековье и Новое время — возникло в конце XVII в. в трудах немецкого историка Христофора Келлера, который завершал Античность переносом столицы Римской империи из Рима в Константинополь, а Средневековье — захватом Константинополя турками в 1453 г.

Но такое деление утвердилось не сразу. Уже в XVIII в. Вольтер Новую историю (именно так, с большой буквы) начинал с упадка Римской империи, т. е. с III в. н. э. Традиция отсчитывать Новое время с XV или XVI в. более-менее прочно утвердилась в середине XIX в., первоначально во французской исторической науке. В отечественной историографии долгое время завершением Средневековья считали Английскую буржуазную революцию XVI I в. Замечательный немецкий философ XIX—XX вв. Эрнст Трёльч предложил следующую концепцию: начинать историю новой Европы с Возрождения, продолжать XVI столетием, Реформацией (именно протестантизм, по мнению Трёльча, есть форма христианства, наиболее соответствующая новоевропейской цивилизации); затем Английская революция XVII в., давшая адекватную Новому времени форму демократического государства эпохи промышленной революции. С политических революций конца XVIII столетия — Американской (для Трёльча США есть культурная провинция Западной Европы) и, главное, Французской — Новую историю Европы можно считать состоявшейся.

Уже в наши дни (впервые в 1972 г.) известный французский историк Жак Ле Гофф выступил с идеей «очень долгого Средневековья». В соответствии с ней, существенные культурные перемены (Ренессанс, Реформация, даже Просвещение) затрагивали лишь верхушку общества, а само оно по своим ментальным и социальным основам оставалось средневековым до Французской революции. Таким образом, получается, что Новое время возникло не в одночасье, что сотворение новой Европы — длительный процесс. Черты этой новой Европы: капиталистический строй, машинное производство, политическая демократия, национальные государства — выявились только к началу XIX в. и утверждались в течение всего этого столетия. Поэтому западные (а последнее время и отечественные) историки разделяют Новое время на раннее Новое время — от конца Средневековья до Французской революции — и собственно Новое время — от конца XVIII в. до наших дней (некоторые учёные доводят его до Первой мировой войны, а дальнейшее именуют Новейшим временем). Период с 1500 по 1789 или 1775 г. (если считать от начала войны американских колоний за независимость) есть переходная, хотя и обладающая внутренним единством, эпоха — постфеодальная, нодокапиталистическая.

Собственно Новое время Европы начинается с 1789 г. — и это вполне ощущали современники, во всяком случае, самые прозорливые из них. Её в 1792 г. после сражения при Вальми, когда французская революционная армия нанесла первое поражение союзным войскам европейских монархов (господин министр фон Гёте состоял при армии своего государя, герцога Веймарского Карла Августа), сказал: «Отсюда начинается новая страница истории».