Варминьско-Мазурское
воеводство > Эльблонгский канал
Эльблонгский канал
Сельские виды Варминьско-Мазурского воеводства лучше всего оценивать с палубы
какого-либо водного транспортного средства. И таких возможностей в краю тысячи
озер, как называют его поляки,
не меньше, чем самих Мазурских
озер. Одна из них — прогулка на кораблике по Эльблонгскому каналу, отметившему
в этом году свое 150-летие.
В немецком Оберлэнде (эта территория раньше принадлежала немцам), где проживало
много знатных дворян, до наших дней сохранились старинные усадьбы и разбитые
вокруг них парки. Основная сфера деятельности в здешних краях — сельское хозяйство
— требовала дополнительных торговых путей для транспортировки продукции в приморские
города. Именно богатые семьи стали инициаторами постройки Эльблонгского канала,
проект которого разработал в 1825 году прусский инженер Якоб Георг Стеенке.
Развернув карту местности, Стеенке увидел, что несколько западных Мазурских
озер вытянулись в цепочку, соединить водоемы каналом, казалось, не составляет
труда. На практике возникла проблема. Чтобы преодолеть разницу высот в 100 метров
на относительно небольшом (примерно десять километров) отрезке водного пути,
требовалось построить около 20 шлюзов. Подъем судов с их помощью занимал бы
много времени и требовал большого расхода воды — в итоге канал никогда бы себя
не окупил.
Техническое решение нашли не сразу. Стеенке разбил трудную зону на чередующиеся
участки двух типов: часть из них суда преодолевали по воде, часть — по наклонной
поверхности суши. Взгромоздив кораблики на специальные платформы, их перемещали
по рельсам с помощью водяного колеса.
Сегодня все происходит точно так же, как и 150 лет назад. Дежурный при появлении
судна дает сигнал машинисту, тот открывает заслонки, и вода с силой падает на
колесо, приводя в движение барабан с канатом. Один его конец разматывается,
другой, соответственно, накручивается на цилиндр. С обеих сторон к тросу присоединены
платформы, которые одновременно начинают движение по скату: одна — вверх, другая
— вниз. Просто, дешево да еще и зрелищно.
В конце XIX века через земли Оберлэнда проложили железную дорогу, и грузоперевозки
по Эльблонгскому каналу прекратились. Пришлось искать новые источники дохода.
Первая туристическая фирма, которая занялась организацией круизов по каналу,
заработала в 1912 году в Оструде. Вторая мировая война на время приостановила
водное движение, однако уже в 1947 году судоходство было возобновлено и с тех
пор не прерывалось.
Круиз по каналу, протянувшемуся на 82 километра от Эльблонга до Оструды, занимает
около десяти часов. На пути следования — несколько шлюзов, не представляющих
особого интереса для опытного путешественника.
А вот описанный десятикилометровый участок со 100-метровым перепадом — та самая
невидаль, посмотреть на которую мечтает любой турист. На каждом из пяти подъемников:
Бучинце, Конты, Олеснице, Елене и Цалунах — можно сесть на корабль, лодку или
каяк и отправиться в путешествие.
В Бучинце находится музей, посвященный Эльблонгскому каналу. Экспозиция знакомит
с его устройством, предлагает осмотреть составляющие части механизма, демонстрирует
фотографии. Особенно интересны снимки, сделанные во время очистки канала.
Раз в пять лет из него откачивают воду и наводят внешний лоск.
Канал вообще производит впечатление детского аттракциона, чему виной яркая
раскраска механизмов. Или это предубеждение российского человека, что подобного
рода объекты должны быть серьезного серого цвета, а никак не легкомысленного
голубого, красного или желтого?
Неспешная водная прогулка непременно доставляет удовольствие любителям сельских
пасторалей. С верхней палубы судна открываются безмятежные виды на поля со скирдами
сена и пасущимися пятнистыми голландками — так называют распространенных в этих
краях черно-белых буренок, завезенных из Голландии. На горизонте из зеленых
зарослей выступают черепичные крыши низких домов.
Кстати, канал разветвляется на несколько отводных путей, и если есть желание
освоить польскую глубинку, можно из Миломлына поплыть в Илаву или Залево,
а из Оструды — в Старые Яблонки. Но вот уж какой город точно не стоит обходить
вниманием, так это Эльблонг.
|