Ватикан
> Собор Святого Петра
Собор Святого Петра
Собор Святого Петра в Ватикане — самый большой в мире христианский храм в мире.
Колоссальный купол, который виден с другой стороны реки и является своеобразным
фотосимволом итальянской столицы, венчает главный католический храм, где совершает
богослужения сам папа Римский. Сюда, чтобы поклониться мощам св. апостола Петра,
другим многочисленным реликвиям и получить благословение Папы, прибывают верующие
со всего света. И в положенный час папа, если только не остановит его тяжкий
недуг, неизменно показывается на одной из лоджий (хорошо известной в Риме и
старому и малому), с тем чтобы наделить жаждущих незримой силой своего благословения.
Воздействие его сакрального жеста распространяется и на туристов, восхищённых
блистающей красотой грандиозного Сан Пьетро, как называют собор итальянцы. У собора святого Петра древняя история. На месте, где он находится в 64 г.
погиб за веру мученической смертью апостол Петр, распятый вниз головой на кресте.
Его тело было погребено среди языческих могил у подножия Ватиканского холма.
В 324 г. император Константин велел построить на холме собор, законченный в
349 г. Через тысячу лет (1506 г.) было принято решение перестроить собор. Целью
папы Юлия II было возведение такого Божьего Дома, который своим величием превосходил
бы соборы Максенция и Пантеон — древние храмы языческих богов. Браманте спроектировал,
новый собор и на его реализацию ушло 120 лет. Строительством руководили знаменитые
архитекторы, среди которых был и Микеланджело.
Под портиком главного входа Собора Святого Петра находятся бронзовые двери
(1445 г.). Последние двери налево являются работой знаменитого современного
скульптора Джакомо Манцу (1962 г.). На противоположной стороне находится так
наз. «Святая дверь», открываемая папой один раз в 25 лет — в начале Юбилейного
Года для паломников. Над средним входом — находится прекрасная мозаика Джотто.
Собор представляет собой в плане удлиненный латинский крест и, будучи самой
большой церковью в мире, может вместить сто тысяч человек. Его длина — 211м,
ширина — 148 м, он занимает площадь в 15000 кв. м, общая высота здания с крестом
— 143 м. Внутри находятся 44 алтаря, 748 колонн и 391 статуя. Внутри собора
Святого Петра возникает иллюзия уменьшения благодаря исключительной гармонии
декоративных элементов и идеальной пропорции архитектурных линий. Восемь пилястров
отделяют центральный неф от боковых. В нишах находятся скульптуры святых. В
соборе 40 капелл с алтарями. В первой капелле налево находится знаменитая «Пиета»
Микеланджело. выполненная из цельного блока Каррарского мрамора (1499 г.). Самая
замечательная из всех капелл — это позолоченная капелла Святых Даров, в которой
находится полотно работы Пьетро да Кортона. В центральном нефе надписи на полу
указывают длину нефов самых больших соборов мира. За собором св. Петра (186
м) следует собор св. Павла в Лондоне (158 м), затем Миланский собор (157 м).
У последнего пилястра с правой стороны находится замечательная бронзовая статуя
св. Петра, выполненная Арнольдо да Камбио (XIII в.). Над папским алтарем, называемым
также «Конфессией», возносится прекрасный «балдахин», созданный по проекту Джованни
Лоренцо Бернини и выполненный в бронзе в стиле барокко. Под алтарем находится
могила св. Петра. Над Конфессией на высоте 132,5 м возвышается изумительный
купол, спроектированный Микеланджело по образцу купола Брунеллески во Флоренции.
При жизни великого художника был выполнен только барабан купола, завершенного
24-мя годами позже Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. Украшением купола
служит мозаика, изображающая Бога-Отца, хоры ангелов и Иисуса с 12-ю апостолами.
В глубине абсиды виден шедевр Бернини — бронзовый позолоченный престол святого
Петра в стиле барокко (1665). С правой стороны расположена гробница папы Урбана
VIII, сделанная в стиле барокко — тоже работы Бернини. С левой стороны — алтарь
св. Пия X, под которым находится его гробница. На стене — бронзовый барельеф
(1963 г. скульптор Емнлио Греко), изображающий три эпизода из жизни папы Иоанна
XXIII. Рядом с гробницей Марии Клементины Собеской — лестница, ведущая на купол.
У левого пилястра возле Конфессии — спуск в подземелье собора: в часовни и коридоры,
расположенные на уровне собора предыдущей постройки. На стенах фрагменты мозаик
и мраморных барельефов старого собора. Под алтарем Конфессии, за оградой из
кованого железа, находится Клементинская часовня. За мраморной плитой на возвышении
— престол из зеленого малахита, под которым покоятся останки св. Петра. Далее
находится гробница папы Иоанна XXIII — «доброго папы». Она всегда украшена цветами,
которые постоянно приносят верующие. Лифт, находящийся в левом нефе собора,
идет до террасы, с которой можно подняться пешком по лестнице в 300 ступеней
на балкон. Оттуда открывается прекрасный вид города.
В античные времена здешние места считались окраиной Вечного города. В этой
части Рима на одном
из холмов располагался цирк Нерона. На его арене устраивали гладиаторские бои,
забавные представления, травлю зверей, а в первые годы христианства казнили
поборников новой веры. Всех погибших неподалёку и хоронили. А глубоко в подклете
огромного сооружения, в скромной маленькой нише, первые римские христиане похоронили
самого апостола и сделали надпись: «Здесь Петр». Он и сейчас там. Вернее, его
мощи. А св. Пётр с ключами от Царствия Небесного встречает всех праведников
на небесах — так издревле его чаще всего изображают.
В середине II в. над могилой апостола установили памятный знак, а два века спустя
по просьбе папы Сильвестра он был включён в алтарь первой базилики, построенной
императором Константином. О величине того сооружения можно судить, спустившись
в подклет нынешнего храма. Там ещё видны основания колонн и нижние части стен
базилики, возведённой в 20-х гг. IV в. По размеру она существенно превышает
другие римские церкви IV—V вв. То был обширный храм с 96 мраморными колоннами,
стоящими в пять рядов, с деревянным потолком и стропильными перекрытиями. По
традиции вход в него располагался с востока, а алтарь, находящийся над местом
погребения апостола Петра, — в западной части здания. Такая планировка, естественно,
сохранилась в соборе Святого Петра и в наши дни.
Базилика, воздвигнутая при Константине, простояла более тысячи лет, но к XV
в. обветшала настолько, что при папе Николае V храм до основания разобрали,
а на его месте развернулось строительство нового собора. Первоначальный план
составил самый прославленный архитектор того времени Донато Браманте. Храм заложил
папа Юлий II 18 апреля 1506 г. Однако смерть понтифика и архитектора привела
к изменению проекта, и собор начали воздвигать в форме латинского креста, вытянутого
по оси запад — восток. В 1546 г. главным архитектором собора папа Павел III
назначил Микеланджело. Зодчий решил вернуться к центрическому плану Браманте,
но сделал центральный купол значительно выше, благодаря чему собор стал несравненно
более монументальным и цельным. Правда, в начале XVII в. по просьбе папы Павла
V архитектор Карло Мадерна несколько нарушил архитектурное единство собора:
удлинив восточный рукав креста, он завершил его помпезным фасадом, выходящим
на площадь.
В храм ведут пять дверей, центральные — porta argentae («серебряные двери»)
перенесены из древней базилики. Остальные выполнены в первой половине XV в.
скульптором Антонио Филарете. Отдавая дань увлечению античной культурой, свойственному
эпохе Возрождения, этот мастер помимо канонических изображений * Христа, Мадонны
и святых ввёл сцены из «Метаморфоз» Овидия и басен Эзопа. По установившейся
традиции крайняя дверь справа— porta santa («святая дверь») открывается лишь
раз в 25 лет, в юбилейный год.
Интерьер собора на протяжении столетий изменялся, наполнялся и теперь поражает
богатством, гармонией форм и внутренней целостностью. По сторонам центрального
нефа расположены пилоны с пилястрами коринфского ордера. Они поддерживают цилиндрический
свод высотой 44 м, украшенный позолоченными кессонами (геометрические углубления).
Сочетание двух типов пространства— базиликального (в части храма, пристроенной
Мадерной) и центрического (над гробницей Петра) — приводит к потрясающим эффектам.
Неторопливое движение человека, вступающего в собор и с благоговейным трепетом
направляющегося к главному алтарю, сменяется молитвенным предстоянием у святынь
неоценимой важности — мощей апостола Петра, хранящихся в крипте. Находясь под
главным куполом, ощущаешь себя в центре мира. И в некотором смысле это действительно
так: если Ватикан — сердце католического мира, то Сан Пьетро — его душа.
Сакральное пространство храма над главным из 50 алтарей собора, папским, выделено
пышной сенью — балдахином из золочёной бронзы. Это фантастически-прекрасное
произведение Лоренцо Бернини — скульптора, архитектора, много привнёсшего в
общий спиритуалистический облик Рима и в собор Святого Петра в частности. Грандиозная,
но изящная сень, увенчанная куполом с крестом в форме короны, покоится на четырёх
причудливых колоннах и естественно вписывается в торжественный, почти аскетичный
интерьер, созданный Микеланджело. Увитые виноградной лозой и цветами колонны
балдахина перекликаются с декором балконов на центральных пилонах, где гений
барокко сохранил фрагменты прежней базилики.
В нишах пилонов расположены статуи святых: апостола Андрея
Первозванного, Вероники, Лонгина Сотника и равноапостольной царицы Елены.
Часть древних реликвий, хранившихся ещё в константиновской базилике, тоже была
художественно отделана в духе новомодного барокко. Так, по просьбе папы Урбана
VIII оставшимся фрагментам деревянного трона апостола Петра Бернини придал форму
замысловатой кафедры, которую украсил цветным мрамором и золочёной бронзой и
поместил в центральной части апсиды. В результате декоративные мотивы сени и
балконов получили в ней смысловое и эмоциональное завершение. Трон апостола
поддерживают бронзовые фигуры Святых Отцов. Чудится, что их выразительные силуэты
колеблются, изгибаются под действием потоков света, символизирующих благодатную
энергию, исходящую от святыни.
Справа от кафедры св. Петра погребён папа Урбан VIII Барберини, по чьему заказу
великий скульптор наполнил интерьер храма пышной декоративностью. Надгробие
понтифика работы Бернини издали напоминает своеобразную пирамиду. Композиционный
и смысловой центр её — бронзовая фигура папы с поднятой в жесте благословения
рукой. Ниже, по сторонам саркофага, восседают две высеченные из белого мрамора
фигуры, олицетворяющие милосердие и правосудие. На светлом пьедестале скульптор
расположил несколько золочёных пчёл — символ рода Барберини.
Собор Святого Петра необычайно богат произведениями искусства замечательных
мастеров. Надгробия пап Иннокентия VIII и Сикста IV созданы знаменитым флорентийским
скульптором эпохи Возрождения Антонио Полайоло, статуя св. Петра — Арнольфо
ди Камбио. Много картин выдающихся живописцев хранится в сакристии (сокровищнице),
среди них — Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем кисти Джулио Романо, современника
и коллеги Рафаэля в некоторых больших работах. В боковой капелле рядом со «святой
дверью» под бронированным стеклом находится удивительная «Пьета» («Оплакивание
Христа») — творение Микеланджело. Спокойные линии тела Иисуса, Его умиротворённый
лик не несут следов крестных мук. Кажется, что Он погружён в глубокий сон, и
это сон, предвосхищающий Воскресение. О Воскресении пророчит и не искажённый
горем облик вечно юной Мадонны; Она держит Сына с такой лёгкостью, будто Он
— спящий младенец, а не мёртвый, только что снятый с креста Спаситель. «Пьета»
и в наши дни — самая прекрасная из 450 статуй собора Святого Петра. Как бы предвидя
её не угасающую в веках силу воздействия, Микеланджело высек чёткими буквами
на ленте Мадонны своё имя. Правда, когда молодой скульптор ваял «Оплакивание
Христа», он и не предполагал, что 70-летним старцем возьмётся за строительство
главного римского собора и справится с необыкновенной трудности задачей — возведением
его колоссального купола.
|