Немецкие художники
> Каспар Давид Фридрих
Каспар Давид Фридрих
В июле 2021 года был выставлен на продажу холм Циркельштайн, находящийся в
Саксонской Германии. Эта возвышенность получила известность в мире благодаря
картине Каспара Давида Фридриха «Странник над морем тумана», написанной художником
в 1818 году. На ней изображён опирающийся на трость мужчина в темно-зелёном
пальто, он стоит на скале и взирает на покрытые туманом горы Саксонии.
Эта картина - одна из знаковых не только в творчестве самого художника, но
и в истории направления романтизма в живописи. Здесь сошлись все главные мотивы
творчества Фридриха: одинокий человек, слабый и маленький в сравнении с мощными
силами природы, которую он оглядывает в спокойствии и смирении; пейзаж словно
в дымке; и сам пейзаж - не только и не столько отображение природы, сколько
передача своих чувств и настроений.
Никакой другой художник не оказал такого огромного влияния на живопись эпохи
немецкого романтизма как Каспар Давид Фридрих. Художник родился в немецком городе
Грайфсвальде и приобрёл известность своими пейзажами.
Каспар родился в семье мыловара в университетском городке на берегу Балтийского
моря. Он рано потерял маму и сестёр, а также стал свидетелем трагической гибели
брата. Как-то Каспар катался на коньках и провалился под лёд, брат его вытащил,
но в итоге сам оказался в воде и выбраться не сумел. Фридрих всю жизнь считал
себя виновным в смерти брата, и, скорее всего, это существенно сказалось на
творчестве: почти все его картины наполнены мрачной меланхолией, нередко он
выбирал объектом для своих работ кладбища и кресты.
С крестом связана самая скандальная работа Фридриха «Крест в горах» (1808 года).
После её написания кто-то пустил слух, что мрачный пейзаж собираются поместить
в алтарь капеллы замка Течем вместо образа Спасителя. Конечно, этого не случилось,
но Фридрих обрёл популярность, а картина получила второе имя -«Теченский алтарь».
Мотивы для своих картин он находил в родных местах. В 1801 -1802 годах, когда
художник уже жил в Дрездене, он провёл
лето на острове Рюген, где сделал множество эскизов и зарисовок, к которым он
позднее неоднократно возвращался. Однако, природа на его картинах не является
самоцелью, она выступает как метафора человеческой судьбы. Человек на его картинах,
как правило, изображён как силуэт, слабый перед силами создателя. Этому принципу
он остаётся верен в своих картинах «Путник над морем тумана» и «Морской берег
в лунном свете» - его последней картине. Эти две картины, а также еще более
десятка других произведений художника находятся в собрании музея Kunsthalle
в Гамбурге, который имеет одно из самых значительных собраний произведений искусства
19 века. С другими произведениями этого выдающегося художника-романтика можно
познакомиться также в Старой национальной галерее в Берлине.
Вскоре две другие картины живописца приобрёл принц Фридрих Вильгельм - «Монах
на берегу моря» и «Аббатство в дубовом лесу». В 1820 году эти картины во время
посещения дворца прусского короля увидел русский поэт Василий Жуковский, и пришёл
в необычайный восторг. Через год у поэта появилась возможность встретиться с
художником лично.
Фридрих тогда уже терял свою славу в Европе, но Жуковский стал активно популяризировать
его в России. Сам поэт купил для Александры Фёдоровны картину «Восход луны на
море» (теперь она находится в собрании Эрмитажа, так же, как и 19 картин живописца).
А потом стал привозить к Фридриху своих друзей.
При посредстве Жуковского картины Фридриха стали регулярно попадать в Петербург.
Восемь из них оказались в царских дворцах, девять полотей и пятьдесят рисунков
пополнили коллекцию самого поэта.
А Каспар занялся художественными экспериментами — живописью на кальке. В зависимости
от освещения - дневного или ночного - картины смотрелись по-разному. Для большего
эффекта Фридрих предлагал смотреть на эти картины под аккомпанемент поющих бокалов.
После инсульта художник не мог работать маслом. И вернулся к рисункам сепией
- именно этим он занимался в начале своей карьеры, вплоть до тридцатилетнего
возраста. Финансовое положение Каспара становилось очень тяжёлым. Жуковский
просил великого князя Александра Николаевича помочь деньгами несчастному художнику,
купив у него несколько картин и рисунков.
После смерти Фридриха Жуковский во время визитов в Дрезден, где живописен прожил
большую часть своей жизни, непременно покупал что-нибудь у его обнищавшей семьи
чтобы хоть как-то им помочь художнику необходимо знать о мире в целом.
|