Париж
> История Лувра
История Лувра
В 1725 г в Квадратном салоне - одном из залов Лувра, сооружённом между Большой
галереей и Галереей Аполлона, стали устраивать регулярные академические выставки,
которые назвали салонами. Они проводились до середины 19-го века. Здесь вниманию
посетителей представлялись полотна и скульптуры. Л. С. Мерсье в "Картинах Парижа"
писал: "Ни поэзия, ни театр не привлекают такого количества любителей; в салоны
посетители идут толпами, на протяжении полутора месяцев потоки людей не иссякают
в течение всего дня; бывают пиковые часы, когда там не только трудно протолкнуться,
но даже просто дышать. В салоне можно увидеть полотна высотой более пяти метров,
достигающие потолка, и миниатюры шириною в дюйм, к которым нужно нагибаться,
чтобы разглядеть. Религиозные, мирские, патетические - здесь перемешаны самые
известные исторические и сказочные сюжеты - настоящий хаос! Причём посетители
порой так же примечательны и интересны, как и экспонаты". В 1750 г. в Люксембургском
дворце открылась первая доступная широкой публике экспозиция произведений искусства
из королевского собрания. В общей сложности посетители увидели более ста полотен
и примерно двадцать рисунков ничтожная часть из двух с половиной тысяч экспонатов,
содержавшихся в коллекции. Но начало было положено! Правда, первая выставка
просуществовала только до 1779 г., потом её закрыли (в королевстве Франции
не за горами была революция), но сама идея возникновения общественного музея
в Лувре к тому времени уже овладела умами. Французы желали возобновления выставок.
После французской революции оживление в Лувре началось при Наполеоне. Во время
правления императора архитекторами Шарлем Персье и Пьером Франсуа Леонар Фонтен
были построены корпуса в северной части ансамбля вдоль улицы Риволи, и Лувр
спустя столетие окончательно соединился с дворцом Тюильри. Эти же архитекторы
воздвигли в честь побед Наполеона в 1806 г. вошедшую в ансамбль Лувра Триумфальную
арку на площади Каррузель. Невероятно разрослась в годы Первой республики и
коллекция экспонатов. Каждый успешный военный поход Наполеона приносил сотни
новых произведений искусства. Египетская кампания привела к созданию обширной
коллекции Древнего
Египта . Приток экспонатов в это собрание был так велик, что уже в 1826 г.
в рамках Лувра удалось выделить самостоятельный Египетский музей. Его возглавил
Франсуа Шампольон, прославившийся расшифровкой египетских иероглифов.
Разросшийся музей получил новое оформление и расширился территориально. На
первом этаже Малой галереи в апартаментах Анны Австрийской, в Зале кариатид
и южном крыле Квадратного двора разместились античные коллекции. Всю Большую
галерею отвели под картины. Зрелище, которое представлял собой этот зал, было
величественным и красивым. Англичанка Сесил Гоулд, посетившая музей в 1802 г.,
писала: "Вы попадаете... в такую галерею, какой мир ещё не видывал, такую длинную,
что её перспектива сходится почти в одну точку, и столь богатую, что зритель
на каждом шагу, хотя и чувствует, что нужно идти дальше, приковывается взглядом
к самым прекрасным картинам, какие он когда-либо видел".
После Итальянского похода коллекция пополнилась огромным количеством древнеримских
мраморных статуй и полотен эпохи Возрождения. В "Музей Наполеона", Лувр стали
называть в то время, были свезены картины и статуи из галерей Пармы, Модены,
Болоньи, Рима, Милана,
Турина и Флоренции.
В 1815 г., когда империя рухнула, и пришла пора возвращать награбленное, перечень
произведений искусства насчитывал более 5000 экспонатов (то есть со времён революции
Наполеон пополнил коллекцию чуть ли не вдвое).
|