Париж > Загадки
Джоконды
Загадки Джоконды
Главный из шедевров Лувра, который известен людям во всем мире, даже никогда
не бывавшем в нем, настоящий хит (выражаясь современным языком) и символ музея,
конечно же, знаменитая "Джоконда" Леонардо да Винчи, известная также как "Мона
Лиза". Эту картину копировали бессчетное количество раз, пародировали (например,
пририсовывая Джоконде усы или изображая ее с вытаращенными глазами), изображали
в виде карикатур, воспроизводилось на торговых брендах, продуктах питания, сувенирах
всех возможных видов, майках и сумках… В честь полотна итальянского мастера
проводятся ежегодные конкурсы двойников. О ней писали многочисленные романы,
некоторые из которых стали бестселлерами. Был случай, когда картину украли из
Лувра, и два года она провела вне Лувра. Её с невероятной торжественностью вывозили
на "гастроли" в другие государства, и в 1974-го она посетила столицу России
Москву, причем у ворот Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, где
она выставлялась, стояли многочасовые очереди, а потом по всему СССР демонстрировался
документальный фильм "Свидание с "Моной Лизой". И при таком нескончаемом ажиотаже
картина до наших дней не утратила ни своей популярности, ни силы воздействия!
Мона Лиза — это не только настоящий шедевр Леонардо, самое дорогое и
знаменитая его полотно, но и бесспорно, самое загадочное из всех произведений
мировой живописи. В восьмидесятых, помнится, был очень популярен детский рассказ
"Загадка улыбки Джоконды". Необъяснимое очарование и внутренняя красота женщины
с некрасивыми чертами (по крайней мере, по современным меркам), скрытая энергия
жизни, нежности, притягательности, которые полотно в буквальном смысле слова
источает — вот что называется загадкой "Моны Лизы". Ученые объясняют изменение
впечатления от картины заметной ассиметрией губ и глаз модели, умело просчитанным
мастером эффектом зрительного восприятия в зависимости от положения зрителя.
Неясен и сюжет: женщина как бы летает над неестественным "неземном" голубым
пейзажем. Неизвестно, в сущности, даже ее имя. Описанный Джорджо Вазари портрет
Лизы дель Джокондо, над которым Леонардо работал в 1503-1506 гг. совсем не похож
на луврское полотно (да и почему оно не было отдано заказчику?). На роль Джоконды
исследователи предлагали разные кандидатуры: и Изабеллу д'Эсте, и Констанцию
д'Авалос, но самым смелым было предположение, что на картине изображен… сам
Леонардо в неожиданном травестированном обличье.
|