Рим > Церкви
Рима > Базилика Сан Паоло Фуори Ле Мура
Базилика Сан Паоло Фуори Ле Мура
Базилика Сан Паоло Фуори Ле Мура (Храм Св. Павла вне городских стен) была воздвигнута
в 324 г. императором Константином на месте, где по преданию, апостол Павел принял
мученическую смерть во время первых преследований (67 г.). Скромная по своим
размерам церковь была вскоре разрушена, а над могилой св. Павла возвели новый
собор. В последующие годы он часто подвергался разрушениям, а страшный пожар
1823 г. уничтожил его почти полностью. После тридцати лет реставрационных работ
собор приобрел свое былое великолепие.
Широкая четырехугольная площадь перед собором окаймлена колоннадой, а в центре
ее воздвигнута большая статуя св. Павла с мечом Слова Божьего в руке. Фасад
покрыт мозаикой XIX в., изображающей Спасителя, св. Петра и св. Павла. В центре
— Агнец Божий поит свое стадо водой из четырех рек, которые символизируют четырех
евангелистов. Ниже изображены пророки. Собор разделен 80-ю колоннами на пять
нефов. Длина его — 131 м. Направо, в первом нефе, находится «Святая дверь»,
сделанная в Константинополе в 1070 г., и украшенная замечательными барельефами.
Центральный неф венчает частично сохранившаяся ст старого храма триумфальная
арка. Ее украшает мозаика 5 в., изображающая Спасителя и 24 старца Апокалипсиса.
В центре трансепта, над могилой св. Павла, возвышается алтарь Конфессии. Цибориум
является великолепным произведением готического искусства, работы Арнольфо да
Камбио (1285 г.). Справа от главного алтаря находится старинный канделябр (1180
г.). Его высота —5 м 60 см. В абсиле — замечательная мозаика в византийском
стиле (1126 г.), изображающая Христа на престоле. По обеим сторонам святые:
Петр, Андрей, Павел и Лука. У ног Иисуса — маленькая фигура Гонория III, который
приказал сделать эту мозаику. На противоположных концах трансепта находятся
два алтаря из малахита и ляпис-лазури — дар российского императора Николая I.
Мозаика над алтарем с правой стороны выполнена по рисункам Рафаэля. По левой
стороне алтаря коридор ведет к монастырскому двору (1193-1214 гг.) бенедиктинцев.
Арки опираются на филигранные колонны, многие из которых сохранили золотую инкрустацию
и геометрическую разноцветную мозаику.
|