Салоники > Достопримечательности
Достопримечательности СалониковТорговый центр космополитичного города Салоники сосредоточил представительства
всех всемирно известных брендов и греческих фирм высокой моды. Искусно сделанные
золотые украшения в заманчивых витринах ювелирных магазинов являются живыми
свидетелями традиционного мастерства ювелиров Македонии с тысячелетней историей.
Здесь Вы также найдёте в течение всего года скидки на меховые и кожаные изделия.
Ознакомьтесь с музеями города, представляющими все исторические эпохи и направления
искусства, прогуляйтесь по новым паркам на морской набережной и по старинным
улочкам Верхнего Города.
Если жара невыносима, отправьтесь купаться на близлежащих пляжах Термического
залива, награждённых Голубым Флагом за их чистоту, и заодно отведайте изумительные
морепродукты в тавернах окрестных рыбацких поселков.
Римский период
Дворцовый комплекс римского кесаря Гая Галерия Валерия Максимиана
Строительство началось в конце III - начале IV века н.э. Представляет собой
один из важнейших памятников поздней античности, единственный в своем роде,
сохранившийся на территории Греции. Обнаружены монументальные здания, составляющие,
в целом, дворцовый комплекс императора.
Ипподром - площадь Ипподромйу. Несмотря на то, что до наших
дней не сохранилась ни одна часть Римского ипподрома, общее представление о
размерах древнего сооружения можно получить с учетом длины и формы нынешней
улицы Ипподромйу.
Участок древней улицы в Македонском музее современного искусства
- на территории Международной выставки города Салоники. В подвальном помещении
музея выставлена часть мостовой римской эпохи, которая начиналась от Кассандрийских
ворот города, в районе Синтривани (Фонтана), продолжаясь в юго-восточном направлении.
Триумфальная арка кесаря Галерия. (305 н.э.). Возведена в честь
победы Галерия над персами. На барельефах арки изображена история этой войны
- сцены сражений и побед, утверждающие всемогущество и единство правителей Тетрархии.
Акведук римской эпохи - ул. Эгнатия & ул. Митрополиту
Геннадйу. Был сооружен рядом с главной дорожной артерией римских Салоник - Декуманус
Максимус (лат. decumanus maximus).
Римский форум (Древняя Агора) - ул. Олимпу & ул. Филиппу.
Административный центр римского периода, с архитектурным стилем, характерным
для середины II века н.э. Весь комплекс был сооружен вокруг прямоугольной площади,
вымощенной плитами. С трех сторон находились двухэтажные галереи (стоа)с двойным
рядом коринфских колонн и прямым сообщением с общественными и частными помещениями,
расположенными по периметру.
Римский храм - площадь Антигонидон. Храм построен с использованием
архитектурных фрагментов более древнего античного храма и посвящен культу императора
Августа. Здесь были обнаружены такие важные находки, как торс статуи мужчины,
одетого в доспехи, и колоссальных размеров статуя Зевса Эгиоха (шедевр искусства
II в.н.э.).
Административные общественные здания на площади Кипрйон Агонистон
- ул. Олимпу, ул. Венйзелу и ул. Агйу На территории данного объекта были обнаружены
остатки монументальных зданий, в основном, общественного характера, датируемые
III веком до н.э. или более поздним периодом. Вполне вероятно, что они составляли
административный центр города уже с эллинистических и римских времен. Дошедшие
до наших дней руины зданий свидетельствуют о том, что этот квартал на протя-жении
всей византийской и поствизантийской эпохи носил городской характер.
Раннехристианские и византийские памятники
Крепостные стены. В конце IV века остатки эллинистических,
а затем и римских городских укреплений были соединены с новыми кре-постными
стенами города, имеющими в горизонтальном сечении трапециевидную форму. Стены
были усилены чередующимися тре-угольными укрепленными выступами и квадратными
башнями, а также передним валом. В византийский период были проведены ремонтные
работы, с достройкой стены. Свой окончательный вид, в котором они дошли до наших
дней, крепостные стены города Сало-ники приобрели, благодаря вмешательствам
в период османского господства.
Храм Святых Апостолов - ул. Олимпу & ул. Папарригопулу
(1310-1314). Храм, ктиторами которого выступают патриарх Нифон вместе со своим
учеником, игуменом Павлом, являлся кафедральным храмом монастыря, посвященного
Пресвятой Богородице. На внутренних стенах сохранилось прекрасное мо-заичное
украшение, характерное для последнего периода искусства эпохи Палеологов.
Храм Святой Екатерины - ул. Тсамаду & ул. Идйпода, район
Ано Поли (конец XIII -начало XIV вв.). Когда-то был кафедральным храмом византийского
монастыря Изящные пропорции и структура фасадов со ступенчатыми арками и сводами,
кирпичными пилястрами и керамическими декоративными украшениями сделали этот
памятник прекрасным образцом архитектуры эпохи Палеологов.
Храм Пророка Ильи - ул. Олимпиадос & Амфилохйас. Храм,
посвященный Христу; отождествляется с кафедральным храмом византийского монастыря
Акапнйу. Является уникальным по своему архитектурному стилю. Кроме того, он
знаменит композицией «Избиение младенцев», характерной для последнего этапа
живописи эпохи Палеологов.
Храм Преподобного Давида (Монастырь Латому) - ул. Бубулйнас
& ул. Д.Полиоркиту (район Ано Поли). Соборный храм монастыря Христа Спасителя
Латому или Латомон обязан своим названием располагавшимся поблизости каменоломням
(латомйа). Известен своей мозаичной композицией, размещенной в нише, которая
является одной из значительнейших мозаичных работ древнехристианского периода,
изображающей видение Пророка Иезекииля.
Монастырь Влатадон - ул. Эптапиргйу, 64 (1351-1371). Патриарший
и Ставропиги-альный монастырь - единственный византийский монастырь города Салоники,
действующий по сей день. Основан монахом Дорофеем Влатй - учеником святителя
Григория Палама, впоследствии ставшим митрополитом Салоник. Первоначально храм
был посвящен Христу Вседержителю, сегодня -Преображению Спасителя.
Оборонительное укрепление Эптапйргио (Семь башен) - северо-восточная
окраина Акрополя. Прослеживается сочетание разных этапов строительства - от
раннехристианского и ранневизантийского периода до османского. ВХ1Хвеке, входе
преобразования Эптапйргио в тюрьму, были построены дополнительные здания и вспомогательные
помещения. Сегодня здесь размещается Инспекция византийских древностей города
Салоники.
Стены Акрополя - Башня Лапарда -Ворота Анны Палеолог- Башня
Тригонйу или Алйсеос. Так называемая средняя стена, отделявшая район Акрополя
от Ано Поли (Верхнего города). В северо-восточной части стены размещены ворота
Анны Палеолог (1355-1356), выводящие за пределы крепостной ограды. Средняя стена
завершается на северо-востоке Башней Апйсеос (цепей), известной и как Башня
Тригонйу. Речь идет о круглой башне, построенной в XV веке и присоединенной
к более ранней, квадратной башне византийского оборонительного укрепления.
Церковь Святого Николая Орфаноса (Сироты) - ул. Иродоту, 20.
Кафедральный храм византийского монастыря, от которого до наших дней сохранился
его остов. Шедевры настенной росписи, украшающие стены храма, являются одними
из полностью сохранившимися в Салониках фресок, представляющих собой характерные
образцы искусства эпохи Палеологов.
Храм Таксиархон (Архангелов) - ул. Феотокопулу, 40. Предположительно,
кафедральный храм византийского монастыря, посвященного Архангелам - Михаилу
и Гавриилу. Двухэтажное строение с подземной криптой типа гробницы. Настенная
роспись (вторая половина XIV века) сохранилась лишь частично.
Византийская баня - ул. Феотокопулу и ул. Крйспу. Куле Кафе
(XIII век). Единственная общественная византийская баня, сохра-нившаяся в Салониках
по сегодняшний день. Здание прямоугольной формы небольших размеров. Располагает
всеми необходимыми для бани помещениями: предбанником, про-хладным и теплым
помещением, а также резервуаром с водой.
Храм Святого Димитрия. Крипта - ул. Агйу Димитрйу, 97. Построена
на руинах комплекса римских терм, где в 303 году находился в заключении и был
замучен офицер римской армии Димитрий. На месте изначально небольшого молитвенного
дома был возведен храм в виде базилики, который полностью разрушился во время
пожара 1917 года, будучи восстановленным в 1918-1948 гг. Храм, посвященный небесному
покровителю города Салоники, является паломническим. Известен своими мозаиками,
не пострадавшими при пожаре 1917 года. Одиннадцать мозаичных композиций V, VII
и XIX веков, созданных в знакблагодарности и исполнения обета, размещены на
двух столпах алтаря и на за-падной стене центрального нефа. Под поперечным нефом
храма расположена Крипта, где в поздневизантийский период находился источник
мироточения Святого Димитрия. В помещениях Крипты выставлена экспозиция артефактов
- преимущественно раннехристианской и византийской эпохи.
Храм Панагии Халкёон (Пресвятой Богородицы медников) - ул.
Халкеон, 2 & ул. Эгнатия (1028). Находится в районе бывших мастерских медников,
откуда и получила свое название. Построена в качестве погребальной часовни Христофором
- придворным византийского двора, верховным политическим и военным правителем
Лангобардии. а также его женой Марией и детьми: Никифо-ром, Анной и Катакалй.
Храм Панагии Ахиропйитос (Пресвятой Богородицы Нерукотворной)-ул.
Агйас Софйас , 56(V век). Построен на руинах римских бань в стиле трехнефной
базилики с деревянной кровлей, нартексом и ярусами. Во внутреннем убранстве
выделяются архитектурные композиции колоннад, разделяющих целлу на три нефа.
На софитах арочной колоннады, ярусах и травеи нартекса сохранились искусно выполненные
мозаики.
Храм Агйас Софйас (Святая София) - площадь Агйас Софйас (конец
VII - начало VIII века). Храм посвящен Христу, воплощенному Слову и Премудрости
Божией. Возведен на месте большой раннехристианской базилики V века. Типичный
образец крестово-купольного храма, переходного архитектурного типа, с перистилем
- подобно Собору Святой Софии в Константинополе. Мозаичные украшения внутри
храма свидетел ьствуют о высоком духовном и культурном уровне города в различные
эпохи.
Храм Преображения Спасителя-ул. Эгнатия & Палеон Патрон
Герману (1340 и позднее). Вероятнее всего храм был построен в качестве погребальной
часовни византийского монастыря. Настенная роспись соответствует традиции эпохи
Палеологов.
Храм Святого Пантелеймона - ул. Арриану & ул. Ясонйду
(1295-1314). Храм отождествляется с кафедральным храмом монастыря Богородицы
Перивлепты (Видная всем), известного и как монастырь кир-Исаака (господина Исаака),
основанного митрополитом Яковом.
Восточные стены -Передний вал - Белая башня (Лефкос Пйргос).
По улице Филикйс Этерйас, где сохранились останки переднего вала и треугольные
выступы главной крепостной стены, мы выходим к Белой башне, расположенной на
стыке восточной стены и моря. Башня в сохранившемся до наших дней виде была
построена в XV веке, в рамках проведенных работ по модернизации укреплений,
на месте более ранней башни византийской эпохи. Сегодня в ней размещается Музей
Города (Мусйо Полис).
Ротонда - площадь Агйу Георгиу. Первоначально Ротонда была
построена по типу перицентрического здания, на одной оси с дорогой для торжественных
шествий, соеди-нявшей Триумфальную арку Галерия с дворцовым комплексом. По всей
вероятности, Ротонда имела культовый и светско-админи-стративный характер, обслуживая
потребности императорского двора, или же являлась памятником, сооруженным в
честь императора Константина. В V веке Ротонда была превращена в христианскую
церковь, посвященную Святым Бесплотным Силам (Архангелам). Искусное мозаичное
украшение покрывает своды ниш, софиты окон и купола (в трех зонах).
Памятники османского периода
Яхуди Хамам (Еврейская баня) - ул. Комнинбн & ул. Василёос
Ираклйу. Лулудадика (конец XV в. - начало XVI в.). Находится в еврейском квартале,
известном под различными названиями: Пазар Хамам (Рыночная баня) или Пазари
Кебир Хамам (баня Большого рынка), а также по имени её основателя — Халил
Ага Хамам. Построена по типу двойной бани с двумя отдельными секциями: для мужчин
и женщин.
Безестёни (Крытый рынок тканей) - ул. Венизёлу & ул.
Солому (XV век). Визитная карточка торговой жизни города в период ту-рецкого
господства. Сооружен, вероятнее всего, при султане Мехмете II (1455-1459). Магазины,
расположенные по внешнему периметру, были пристроены в начале XX века.
Хамза Бей тзамй (мечеть) - ул. Эгнатия & ул. Венизёлу
(1467-1468). Строение известно и как Алказар - по наименованию одноименного
кинотеатра, работавшего в перистиле памятника. Изначально мечеть была построена
дочерью военачальника Хамза Бея в качестве небольшой местной мечети, которая
затем была увеличена за счет пристройки двух прямоугольных помещений с куполами
и ассиметричной периметрической галереи (стоа), с оградой.
Бей Хамам (Турецкие бани «Парадисос») - ул. Эгнатия &
ул. Аристотёлус (1444). Построена султаном Муратом II. Это первая баня, сооруженная
сразу после вторжения османов в Салоники, и самая большая двойная баня в Греции
с отдельной мужской и женской секцией.
Гени Хамам (Эти) - ул. Кассандру & ул. Агйу Николау (конец
XVI века). Небольшая турецкая баня. Построена Хусревом Кедудом - управляющим
вакуфной недвижимостью города Салоники. Относится к типу двойных бань с отдельной
мужской и женской секциями и трехсторонним выходом. Подверглась серьезным преобразованиям
в связи с её ис-пользованием в качестве кинотеатра.
Аладжа Имарет («многоцветный» приют для бедных)-ул. Кассандру,
91-93(1484). Построен Исаком Пашой - великим визирем Магомета II и губернатором
города Салоники при Баязеде It. По своему архитектурному типу относится к ранним
османским мечетям в форме перевернутой буквы «Т», сцентраль-ным помещением,
а также с боковыми поме-щениями на западной стороне и галереей с колонами.
Турбёс (мавзолей) Муса Баба. Площадь Терпсифёас - район Ано
Поли (середина XVI века). Это единственный османский мавзолей в Салониках, дошедший
до наших дней в неизменном виде, и единственное строение, сохранившееся из комплекса
зданий, где осуществлялась религиозная и общественная деятельность дервишей
ордена Бекта-ши. Имеет восьмиугольную форму, с куполом.
Паша Хамам-ул. Калву &ул. Пиниу&ул. Каратза'(1520-1530).
Построен губернатором СалоникТсезери Касим Пашой изначально как баня только
для мужчин; позднее была переделана в двойную баню, с мужским и жен-ским отделением.
Гени тзамй (Старый Археологический музей)-ул. Археологику'Мусйу,
30(1902). Здание было построено по проекту итальянского архитектора Виталиано
Позели в европейском квартале того времени, называемом Пйргон, в качестве мечети
для донме (исла-мизированных евреев). Характерный образец эклектичной архитектуры
XX века. В 1924 году здесь разместился Археологический музей города Салоники.
Сегодня, уже в Старом Археологическом музее, проводятся многочисленные культурные
мероприятия.
Диикитйрио - ул. Агйу Димитрйу & ул. Ф.Драгуми (1891).
Сооружение, возведенное архитектором Виталиано Позели рядом с руинами византийского
дворца в период ос-манского господства, служило полицейским управлением (Конак)
и резиденцией градона-чальника (вали). К первоначальному зданию был пристроен
один этаж и фасадный фрон-тон. В наши дни здесь располагается Мини-стерство
Македонии-Фракии.
Таможня, пассажирский терминал морского порта - причалы А'
& В' (1910-1912). Построены архитектором Алексом Валори (подрядчик-Элй Модиано).
Является первым железобетонным зданием, сооруженным в Салониках. В этот же период
были построены склады и причал А, где сейчас находятся Музей фотографии и Музей
кинематографа.
Старая центральная водонасосная станция - ул. 26-го Октября,
47 (1890-1894). Комплекс был построен в 1500 метрах от западной крепостной стены
исторического центра города. Управление и эксплуатацию системы водоснабжения
города Салоники взяла на себя Османская компания водоснабжения, которую основали
в 1888 году бельгийские акционеры, со штаб-квартирой в Константинополе. В свою
очередь, строительство станции было осуществлено бельгийскими мастерами. В настоящее
время здание ; старой центральной водонасосной станции реконструировано и отдано
под Музей водоснабжения.
Османский банк - ул. Франгон, 7 & ул. i Лёонтос Софу
(ок. 1903). Здание было возведено в качестве Османского банка в квартале Франгомахала,
заполненного постоялыми дворами и торговыми рядами, на фундаменте особняка Джейка
Абота, разрушенного бомбами во время болгарского наступления 1903 года, В своё
время в доме Абота, в 1858 году, останавливался султан Абдул Меджид. Статуи,
находящиеся во дворе, были перевезены сюда из загородной усадьбы Абота. Архитекторы
Барух и Амар взяли на себя строительство банка, придерживаясь стиля необарокко,
с французским влиянием. Одно время в здании располагалось учреждение социального
страхования (ИКА). Сегодня здесь находится Государственная консерва-тория города
Салоники.
Старый философский факультет Университета им. Аристотеля
города Салоники (АПФ). Университетский городок (Панепистимиуполи) - ул. Этникйс
Амйнис (1887). Построен в качестве Османского училища государственного управления
(Идадие Мектеби) по проекту архитектора Виталиано Позели. В1927 году здесь был
размещен новосозданный Университет города Салоники. В наше время это здание
известно как Старый философский факультет университета им. Аристотеля, где по
сей день находится одно из его отделений.
Больница Святого Димитрия -ул. Эленис Зографу, 2 (1902-1903).
Построена как больница для неимущих иностранцев - Гуреба Ха-станеси, которая
позже была преобразована в городскую больницу Хамиде Беледийе, включавшую в
себя пастеровскую станцию (нынешний детский сад района Ано Поли) и Сады Паши
(Кипи ту Паса). Сегодня относится к муниципалитету города Салоники, функцио-нируя
как больница Святого Димитрия.
Сады Паши (Кипи ту Паса) - вход со стороны ул. Элёнис Зографу
и с проспекта (леофорос) Охи (1904). Зеленая зона, являвшаяся частью расположенного
южнее больничного сада. В1904 году была преобразована неизвестным архитектором,
при этом неизвестным по сей день осталось и происхождение названия - Сады Паши.
Садовые сооружения представляют собой образцы фантазийной архитектуры, с единственным
аналогичным сооружением, имеющимся в городе - фонтаном усадьбы Модиано.
Фонтан (Синтривани) - ул. Этникйс Амйнис & ул. Эгнатия.
Площадь Синтриванйу (1889). Является даром султана Абдул Хамида жителям города
Салоники. Фонтан стоял на том же месте, где и нынешний, вплоть до 1936 года.
Вдень открытия из него струёй лился вишневый шербет. Современный фонтан, установленный
в 1977 году, является точным воспроизведением первого.
3-ий военный корпус. Военный штаб - проспект (леофорос) Страту,
1 (1900— 1901). Первые османские казармы появились в регионе в 1830 году. Данное
зда н ие б ыло по-строено примерно в 1900-1901 гг. по проекту Виталиано Позели
и при финансировании жи-телей города. В1916 году оно было использо-вановременным
правительством Венизелоса в качестве здания управления (диикитйрио). Сегодня
здесь располагается штаб 3-его во-енного корпуса.
Дом Мустафы Кемаля (Ататюрка) - ул. Апостолу Павлу, 75. На
территории турецкого консульства (1870). Здание построено Мудерри Хаджи Мехметом
Вакфом. Считается, что в 1881 году здесь родился Кемаль Ататюрк - основатель
Турецкой Республики, проживвнемдо1888года. После подписания Лозанского мирного
договора, здание перешло в руки греческого государства. Затем оно было передано
муниципалитету города Салоники, который, в свою очередь, подарил его Мустафе
Кемапю. С 1953 года дом Ататюрка является музеем и полюсом притяжения посетителей
и туристов из Турции.
Библиотека Ано Поли - ул. Крйслу, 7 -площадь Ром феи. Кулё
Кафе (1897-1905). Изначально это здание было построено в качестве жилого дома
для османского генерала. П редставляет собо й образец балканского дома с широким
передним фасадом и сводчатыми крытыми балкончиками (санхнисья) по центральным
осям. Сегодня принадлежит муниципалитету города Салоники, являясь Муниципальной
библиотекой Ано Поли для детей и взрослых.
Тсинари - ул. Клиус & ул. Алекс, Пападопулу. «Чинари»
в переводе с турецкого языка означает «платан». Здесь находятся фонтан Мурата
II и кофейня «Тсинари» (образец типичной кофейни периода турецкого владычества).
Вокруг расположены дошедшие до наших дней здания балканской архитектуры начала
XX века. Район сохраняет характерные черты, присущие старым кварталам прошлых
лет.
|