Оман
> Лодка доу
Лодка доу
Слово «доу» никогда не использовалось арабами. Европейцы в своё время взяли
его у... лодки с восточно-африканского берега и до сих пор называют так корабли
аравийских мореходов, хотя самих лодок-доу уже давно не существует. Ещё Плиний
(23-79 гг.) сообщал, что арабы используют муссоны в мореплавании по Индийскому
океану. Однако когда венецианец Марко Поло со своими братьями увидели суда,
ходившие от Ормуза и Аравии до Индии,
они отказались от идеи переправы морем и предпочли отправиться дальше по суше
через горы и пустыни. Великий путешественник не поверил, что на этих утлых,
по его мнению, судёнышках можно пересекать столь большие расстояния. Кроме того,
его насторожила непривычная технология изготовления: По словам Поло, отсутствие
гвоздей было связано с отсутствием железа, по словам других путешественников
-с поверьем о магнитных скалах у аравийского побережья, которые притягивают
корабли с железными частями...
Впрочем, англичанин Тим Северин опроверг рассуждения о сомнительности мореходных
качеств доу, когда в 1981 г. совершил показательное плавание на таком же корабле,
от которого отказался Марко Поло, и который был построен по старинной технологии
- без единого гвоздя (см. стр. 105). Корабль «Сохар» (типа аль-бум) был построен
в Суре и достиг китайского
порта Кантон. В 1995 г. в Кантоне сооружён памятник в честь этого плавания.
Арабы первыми применили треугольный парус. Вспомогательная мачта, на которой
он крепился, называлась мизан (уравновешивающая; англ.: mizzen, русск.: бизань
и пр.). Впрочем, пора перечислить настоящие имена кораблей аравийских мореходов:
Багала - наиболее распространённый тип с изогнутым форштевнем, имеет до трех
мачт; водоизмещение - 130-300 тонн.
Аль-бум с прямым форштевнем, находящимся под углом 45 градусов; водоизмещение
- 70-400 тонн.
В XVI в. появилась ганджа (ганга), более маневренное трехмачтовое судно с
кормовой каютой ниже уровня палубы; водоизмещением 130-350 тонн.
Богатая арабская традиция строительства доу сохранилась до 21 века. Строительные верфи, расположенные вдоль побережья, предлагают посетителям возможность ознакомиться с ремеслом строения традиционных доу. Несколько старых шхун лежат заброшенными рядом со строящимися кораблями.
|