Туризм в России    
 
Западная Азия
Азербайджан
Армения
Бахрейн
Грузия
Египет
Израиль
Йемен
Иордания
Ирак
Иран
Катар
Кипр
Кувейт
Ливан
ОАЭ
Оман
Саудовская Аравия
Сирия
Турция
Средняя Азия
Казахстан
Узбекистан
Киргизия
Южная Азия
Афганистан
Бутан
Индия
Мальдивы
Непал
Пакистан
Шри-Ланка
Юго-Восточная Азия
Вьетнам
Индонезия
Камбоджа
Лаос
Малайзия
Мьянма
Сингапур
Таиланд
Филиппины
Восточная Азия
Гонконг
Китай
Макао
Монголия
Тайвань
Тибет
Южная Корея
Япония
Города
Бангкок
Бодрум
Дели
Джакарта
Дубай
Иерусалим
Коломбо
Пекин
Сеул
Стамбул
Тель-Авив
Ханой
Шанхай
Лодка доу

Оман > Лодка доу

Лодка доу

Слово «доу» никогда не использовалось арабами. Европейцы в своё время взяли его у... лодки с восточно-африканского берега и до сих пор называют так корабли аравийских мореходов, хотя самих лодок-доу уже давно не существует. Ещё Плиний (23-79 гг.) сообщал, что арабы используют муссоны в мореплавании по Индийскому океану. Однако когда венецианец Марко Поло со своими братьями увидели суда, ходившие от Ормуза и Аравии до Индии, они отказались от идеи переправы морем и предпочли отправиться дальше по суше через горы и пустыни. Великий путешественник не поверил, что на этих утлых, по его мнению, судёнышках можно пересекать столь большие расстояния. Кроме того, его насторожила непривычная технология изготовления: По словам Поло, отсутствие гвоздей было связано с отсутствием железа, по словам других путешественников -с поверьем о магнитных скалах у аравийского побережья, которые притягивают корабли с железными частями...

Впрочем, англичанин Тим Северин опроверг рассуждения о сомнительности мореходных качеств доу, когда в 1981 г. совершил показательное плавание на таком же корабле, от которого отказался Марко Поло, и который был построен по старинной технологии - без единого гвоздя (см. стр. 105). Корабль «Сохар» (типа аль-бум) был построен в Суре и достиг китайского порта Кантон. В 1995 г. в Кантоне сооружён памятник в честь этого плавания. Арабы первыми применили треугольный парус. Вспомогательная мачта, на которой он крепился, называлась мизан (уравновешивающая; англ.: mizzen, русск.: бизань и пр.). Впрочем, пора перечислить настоящие имена кораблей аравийских мореходов: Багала - наиболее распространённый тип с изогнутым форштевнем, имеет до трех мачт; водоизмещение - 130-300 тонн.

Аль-бум с прямым форштевнем, находящимся под углом 45 градусов; водоизмещение - 70-400 тонн.

В XVI в. появилась ганджа (ганга), более маневренное трехмачтовое судно с кормовой каютой ниже уровня палубы; водоизмещением 130-350 тонн.

Богатая арабская традиция строительства доу сохранилась до 21 века. Строительные верфи, расположенные вдоль побережья, предлагают посетителям возможность ознакомиться с ремеслом строения традиционных доу. Несколько старых шхун лежат заброшенными рядом со строящимися кораблями.