На побережье Средиземного моря, в особенности к югу от Яффы, большим почётом
пользуется Наби Рубеин (в библейской традиции пророк Рувим).
Праздник, который проводится в его честь, - это апофеоз радости: выступления
оркестров, театральных трупп, бесплатная раздача еды. Ещё в тридцатых-сороковых
годах не менее трети населения Яффы в июне и августе переселялось на несколько
дней на прибрежные пески, чтобы насладиться карнавалом в честь Наби Рубеина.
Но самым почитаемым палестинским святым был и остаётся Аль-Хадир
(в христианской традиции - Святой Георгий). От границы с Ливаном до Синайского
полуострова насчитывается семьдесят одно святилище в честь Аль-Хадира. Его символическими
изображениями - наездник, поражающий змия, - украшают сельские дома, чтобы отвести
беду от хозяев. Этому святому посвящены народные праздники: 23 апреля - день
его казни - знаменует начало весны, а 3 ноября - день обновления храма Аль-Хадира
в Лидде (ныне город Лод) - указывает на приход зимы. Для крестьян ноябрьский
праздник означает начало сбора урожая оливок и переход к возделыванию зимних
культур. Самые пышные торжества проходят в городе Лод и в названном в честь
святого селении Аль-Хадир близ Вифлеема. Особая популярность Аль-Хадира-Георгия
объясняется тем, что его почитают сторонники всех трех монотеистических религий,
распространённых в Палестине. В Египте этот легендарный персонаж издревле считался
главным святым у христиан-коптов, а после того, как о нём узнали европейские
крестоносцы, Георгий стал ещё и святым покровителем Англии. На севере Палестины
Аль-Хадира отождествляют обычно с библейским пророком Илией: к мусульманам
и христианам там присоединяются иудеи, ища у святого защиты от бедствий.
Религиозные обряды в Палестине во все времена подвергали идеологической переработке
и ставили на службу политике. В XII веке египетский султан Саладин, возглавивший
борьбу мусульман с крестоносцами, использовал праздник в честь Наби Мусы
(в библейской традиции - пророк Моисей) для религиозного и военного сплочения
народа. Восемь столетий спустя муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хусейни воспользовался
тем же торжеством, чтобы поднять арабов на борьбу с британской администрацией.
В 1997 году власти палестинской автономии возвратили к жизни полузабытый праздник,
стремясь придать массовый характер протестам против строительства новых израильских
поселений к востоку и к югу от Иерусалима.
Жители Газы издавна отмечали ещё один весенний праздник - пророка Иова
("Среда Иова"). К этому дню было приурочено ритуальное купание женщин в море
- считалось, что это помогает от бесплодия. В шестидесятых годах нашего столетия,
когда сектор Газа находился под контролем египтян, президент Египта Гамаль Абдель
Насер распорядился заменить столь "архаическое" празднество на более "современную"
и "светскую" церемонию встречи весны - Шамм ан-Насим (которая, впрочем, также
восходит к отдалённым временам язычества). Однако праздник продолжал существовать
в прежнем, хотя и чуть подновлённом виде, пока в начале девяностых годов исламские
фундаменталисты не добились его запрещения как "языческого" и "оскорбляющего
целомудрие".
В 1996 году жители Западного берега Иордана и сектора Газа впервые избрали парламент, было сформировано первое палестинское правительство. Министр культуры Ясир Абд Раббо немедленно объявил о возрождении древнего ханаанского
праздника весны, посвящённого Баалу и другим божествам. Торжественная церемония,
которая разворачивалась на развалинах римского амфитеатра, сопровождалась выступлениями
актёров, одетых в ханаанское платье, и окончилась присвоением Ясиру Арафату
звания "первого из хананеев".
Второе знаменательное событие произошло в апреле 1998 года на празднике Нуввар
Нисан ("Апрельские огни"), во время которого по улицам палестинского города
Рамаллах устраивается шествие детей. На этот раз, в отличие от прошлых годов,
его юные участники несли знамёна, символизирующие культурную общность Палестины
с соседними арабскими странами.