Четырёхцветный флаг часто ассоциируется не только с борьбой за право иметь своё
государство, но и с терроризмом... Ещё 50 лет назад жители Палестины считали себя
просто арабами. Войны и миграции сформировали новый народ - палестинцев. У него
древние корни и богатая культура.
У народов соседних с Израилем стран - Сирии, Иордании, Египта и Ливана - общая
с палестинцами арабская культура, замешенная на единстве языка, истории и общности
традиционных социальных структур. По сути, в древности вся эта земля называлась
Палестиной.
Историческая судьба палестинских арабов сложилась так, что жили они в уникальном
месте, изначально отмеченном особой печатью: это избранная земля сразу для трех
мировых монотеистических религий - иудаизма, христианства и ислама. Правда,
начиная с XI века Святая земля на какое-то время стала главной мишенью крестовых
походов, но - вот парадокс! - это не пошатнуло, а даже упрочило её особое положение
в памяти человечества и в мировой географии.
Палестинское пространство, палестинский мир - это целостность, имеющая множество
общих черт с соседними арабскими государствами. Мир города, мир оседлых земледельцев
и, наконец, мир кочевников-бедуинов - столь разные части единого целого связаны
между собой сложными взаимоотношениями кланов и семей. И центральная роль здесь
принадлежит Иерусалиму. Но будучи главным в политике и религии, Святой город
не претендует на звание единственной столицы.
Жизнь на этой земле традиционно строилась вокруг нескольких регионов. Их центрами
были Хайфа и Акко в Галилее, Сафад - в северной части, граничащей с Ливаном,
Наблус - в центральных областях... Да и сам Иерусалим одновременно является
центром всей Палестины, и Иерусалимо-Вифлеемского региона в частности. Такая
социально-политическая топография многое определяет в реальной жизни: центральная
власть здесь всегда вынуждена была опираться на своеобразную конфедерацию исторически
образовавшихся районов. И тем, кто хотел бы управлять этой страной и её народом,
неизбежно предстоит объединить эти составляющие, не слишком нарушая при этом
сложившуюся за столетия структуру местных властей.
В XIX веке палестинский мир включился в общее движение народов за суверенитет
и освобождение от ига Османской империи. Тогда возникла и завладела умами мечта
об общеарабском объединении. Палестинцы, как и их соседи сирийцы и ливанцы,
стремились к созданию государства, объединённого идеей арабской нации. Однако
первая мировая война разрушила эти надежды и планы. При разделе потерпевшей
поражение Османской империи Палестина отошла под мандатное управление Великобритании
как одной из держав-победительниц, и начиная с 1917 года британцы взялись обустроить
здесь дом для разбросанных по всему миру евреев. "В Палестине, - как иронически
заметил по этому поводу известный писатель Артур Кестлер, - одно государство
торжественно пообещало другому территорию третьего". Дело закончилось провозглашением
в 1948 году государства Израиль и массовым исходом из Палестины почти всех проживавших
там арабов.
"Накба", "катастрофа" - так назвали палестинцы тот переломный год в своей истории,
который навсегда изменил судьбу этого народа. С этих пор они стали беженцами,
изгнанными в другие арабские земли, главным образом в Ливан, Сирию, Иорданию,
к народам, близким этнически и сходным по культуре (поэтому, даже утратив свою
родину, палестинцы все же не чувствуют себя "на чужбине").
Привязанность к родным местам и целая страна до малейшей улочки осталась с
ними, навсегда отпечатавшись у них в памяти. Но и это ещё не всё. За пределами
привычного пространства неизбежно происходит отрыв от привычного времени: палестинские
арабы стали жить не в настоящем, а в мире, созданном из упрямо сохранённого
в памяти прошлого и наполненного надеждами и мечтами будущего.
Главную роль в крестьянском обществе палестинцев играли родственные связи. Такое положение вещей во многом сохранилось и до сих пор. Браки заключались в основном между двоюродными братьями и сёстрами. Всякий, кто не являлся родственником, считался «чужаком», даже если жил по соседству.
Лишившись привычного пространства и времени, палестинские арабы в какой-то
момент обнаружили, что даже их самоназвание и историческое имя их страны находится
под угрозой забвения. Эти три элемента - земля, время и хранимое, как святыня,
имя - и составляют так называемую "идею возвращения", которая неразрывно связана
для палестинцев с надеждой на национальное возрождение.