Музей исламского искусства
> Дамасский зал
Дамасский зал
В галереях постоянной коллекции Музея исламского искусства представлена полностью
отреставрированная и собранная заново приёмная зала 19-го века из Дамаска, Сирия.
Летом 2016 года на удалённом складе в Дохе команда специалистов по обработке
произведений искусства, менеджеров коллекций, кураторов и реставраторов обнаружила
25 ящиков. Внутри было размещено 427 отдельных предметов: 178 из дерева и 249
из камня. После многих лет сложных исследований, реставрации и консервационной
обработки команды заново собрали экспонаты, чтобы создать портал во времени
и истории, открывающийся в Дамаск позднего османского периода, который теперь
вы можете посетить в Музее исламского искусства.
Дамасский зал, недавно включённый в постоянную коллекцию музея, является частью
жилой приёмной, построенной в период культурного расцвета города.
На протяжении веков город Дамаск был оживлённым городским центром, расположенным
на пересечении основных торговых путей. Дамасский зал был закончен в 1232
году Хиджры (1816/1817 годы н.э.), в то время, когда ритм жизни в городе во
многом определялся ежегодным паломничеством в Мекку. Дамаск был одним из главных
пунктов отправления паломников, которые собирались в караваны, направлявшиеся
на юг через пустыню.
В 17-м и 18-м веках в Дамаске наблюдался бум торговой деятельности, предоставлявший
купцам финансовый капитал для строительства роскошных частных резиденций. Эти
дома также были полуобщественными помещениями, используемыми для облегчения
различных видов экономической деятельности: заключение браков, переговоры между
деловыми партнёрами и разрешение судебных исков. Они служили и более общественным
целям: местам скорби во время похорон или для проведения банкетов с танцами,
музыкой и поэтическими чтениями.
Торговля повседневными товарами и артефактами создала богатые условия для культурного
обмена, что привело к появлению новых художественных техник, которые повлияли
на внутреннее убранство домов в Дамаске и позволили разработать эстетику городского
дизайна интерьера, уникальную для этого города.
Дамасские залы в музеях всего мира - от Метрополитен-музея в Нью-Йорке до Сангри-Ла
в Гонолулу - отражают художественное богатство своего времени. Однако тот, что
находится в музее исламского искусства, уникален тем, что в нём представлен
оригинальный потолок. На этапе исследования эксперт по охране природы доктор
Анке Шаррахс обнаружила, что некоторые из оригинальных панелей были перевёрнуты
и заново отделаны - обычная практика в то время и находчивый способ модернизации
домов. На обратной стороне этих панелей изображены картины 11-го века и 17-го
веков нашей эры.
В зале есть приподнятая зона отдыха (тазар), обставленная низкими матрасами
и подушками вдоль стен и с ковром посередине. В стенах есть ниши для различных
предметов быта. Комната украшена каллиграфическими надписями со стихами и подборкой
прекрасных имён Аллаха (Асмааллах аль-Хусна).
Различные материалы, такие как сусальное золото, фольга, драгоценные пигменты,
лаки и зеркала, были нанесены на древесину для создания цветочных и геометрических
украшений. Большинство мотивов были выполнены в этой технике, известной как
аджами, которая сочетает в себе традиционные османские узоры, индо-персидские
влияния и влияние европейских мотивов рококо.
На стенах начертано стихотворение, открывающее окно в жизнь людей, которые когда-то
населяли эту комнату. Отрывок, который можно прочитать здесь, раскрывает вкусы
и предпочтения людей, которые украшали свои стены стихами и встречали гостей
с теплотой и щедростью.
Расположенный в галерее, посвящённой искусству османских провинций, Дамасский
зал является частью постоянной коллекции Музея исламского искусства.
|