Исламские династии
Великая мекканская семья Омейядов основала наследственную
династию (661-750). Омейяды основали свою столицу за пределами Аравии, в Дамаске,
и ввели в действие инструменты имперской власти: стандартизацию арабской письменности;
арабизацию администрации; денежную реформу; унификацию мер и весов и т.д. Халифат
Омейядов завершил первую волну исламских завоеваний. В 750 году империя достигла
своего максимального расширения за три столетия - от Нарбонны во Франции до
Самарканда в Центральной Азии и Мултана в Пакистане.
Аббасиды, вторая исламская династия, заявили о своих правах
как родственники Пророка и захватили власть в империи. В 762 году Аббасиды перенесли
центр власти халифата на восток и основали новую столицу Багдад на землях бывшей
Персидской империи. К 9 веку город достиг размеров Рима или Константинополя
на пике своего развития.
В ранний период правления Аббасидов Катар был знаменит даже при Багдадском
дворе своими шерстяными плащами красного цвета, племенными лошадьми и жемчугом.
В XV в. предки династии Саудов основали около Эр-Рияда небольшое
королевство. Эмир Мохаммед ибн Сауд (1726-1766) и шейх Мохаммед ибн Абд аль-Ваххаб
(1720-1792) объединили разрозненные племена и создали теократическое государство
со столицей в Неджде. Союз Корана и борьбы символически изображён на знамени
Саудовской Аравии: изогнутый меч подчёркивает на зелёном полотнище исламский
символ веры.
От Красного моря до Сирийской пустыни на севере и до границ Хадрамаута на юге
в начале XIX в. простиралась Саудовско-Вахха-битская империя. Разногласия внутри
династии привели в 1891 г. к разделению империи между отдельными кланами и османами.
Семья Саудов отправилась в изгнание.
В 1902 г. Ибн Сауд Абд аль-Азиз III (1880-1953) с помощью эмира Кувейта отвоевал
крепость Эр-Рияд. В 1915 г. Великобритания признала эмира независимым правителем
Неджда. Ибн Сауд объявил себя в 1926 г. королём Хиджаза (с Меккой и Мединой),
а в 1927 г. - королём Неджда. В 1932 г. он объединил оба королевства в одно
государство - Саудовскую Аравию.
Основной линией политики правящего дома Саудов с входящими в него 5 тыс. принцев
и 40 тыс. членов семьи является сохранение власти. Религия и политика едины:
саудовские самодержавные монархи называют своё правление "наместничеством Аллаха".
Основы системы власти в существенных вопросах монархов ограничивают только Коран
и Сунна (конституции в стране нет). Король является главой государства и духовным
руководителем и с помощью государственной религии - ислама - определяет общественную
жизнь.
|