Города Йемена
> Аден
Аден
Аден - город на юге Йемена и один из самых
известных морских портов в мире. Даже не зная Йемена, большинству людей известно
название "Аден" из художественной литературы.
Он расположен вдоль северного побережья Аденского залива и лежит на полуострове,
окружающем восточную часть гавани Аль-Тавахи. Полуостров, окружающий западную
часть гавани, называется Малый Аден.
История Адена как торгового центра насчитывает более 3000 лет. Самое раннее
упоминание об Адене содержится в ветхозаветной книге Пророка Иезекииля, где
он назван наряду с Канном как одно из мест, с которыми Тир (современный Ливан)
имел торговые связи. Канн и Аден были двумя главными конечными пунктами торговли
специями в Западной Аравии, которая процветала около 1000 лет до 3 века нашей
эры. Позже Аден продолжал функционировать как торговый центр под контролем Йеменаили
Эфиопии.
Марко Поло и Ибн Батута посещали его в 11-м и 12-м веках.
Повторный расцвет торговой активности в Адене начался с приходом правления
Айюбидов в 12 веке и продолжался до падения династии Тахиридов в 16 веке. В
16 веке османы завоевали Аравию, и морская торговля Адена пришла в упадок, поскольку
мировые торговые пути начали обходить османский контроль.
Британский интерес к Адену как к стратегической базе восходит к завоеванию
Египта Наполеоном, которое грозило коммуникациям Великобритании с Индией. Около
1800 года англичане разместили гарнизон в Адене, а в 1802 году они подписали
договор о бессрочной аренде с правителем гавани - султаном Ладиджа. Когда несколько
лет спустя было введено паровое судоходство, возникла необходимость в угольной
станции на пути из Красного моря в Индию. Аден, который англичане захватили
у султана в 1839 году, был выбран в качестве наиболее подходящего места и позже
стал настолько активно использоваться в качестве бункеровки угля, что его прозвали
"Угольной ямой Востока". Некоторые прилегающие к городу районы были выкуплены
британцами между 1868 и 1888 годами, а в 1937 году Аден стал колонией британской
короны.
Портовые услуги расширились после открытия Суэцкого канала в 1869 году, когда
к 1950-м годам Аден превратился в один из самых загруженных портов для бункеровки
судов и беспошлинных покупок в мире. Баржи перевозили груз между судами, пришвартованными
во Внутренней гавани, и причалами. Прибрежные суда и дау перевозили грузы в
региональные порты и из них.
В 1953 году в Литтл-Адене, на западной стороне залива, был построен нефтеперерабатывающий
завод.
Аден стал частично самоуправляющимся в 1962 году и был включён в Федерацию
Южной Аравии (включающую бывшие территории протектората Аден) в 1963 году. Однако,
когда федерации была обещана независимость от Великобритании к 1968 году, Аден
стал центром борьбы между двумя соперничающими националистическими организациями:
поддерживаемым Египтом Фронтом освобождения оккупированного Южного Йемена (FLOSY)
и ориентированным на марксизм Фронтом национального освобождения (NLF), за окончательный
контроль над страной. Именно в составе Народной Республики Южный Йемен, управляемой
НФО, Аден получил свою независимость 30 ноября 1967 года и в 1968 году стал
национальной столицей Южного Йемена. В 1990 году Северный Йемен и Южный Йемен
объединились в единую страну Йемен, и Сана стала национальной столицей объединённого
Йемена; Аден оставался главным экономическим центром страны. Когда повстанцы-хуситы
захватили Сану в 2015 году, государство перевело своё правительство в Аден.
Аден был свободным портом без таможенных пошлин до 1970 года.
В 1970-х годах, когда Суэцкий канал был закрыт до 1975 года, Аден пришёл в
упадок из-за острой конкуренции со стороны новых портов региона и изменений
в структуре торговли. В Адене срочно потребовались новые причалы для обслуживания
современных грузовых потребностей. Они были построены в конце 1980-х годов на
"Терминале Маалла". После более чем 150-летней коммерческой деятельности у порта
Адена наконец-то появились мощности и оборудование для обработки всех типов
сухих грузов на глубоководных причалах, обслуживаемых современными контейнерными
кранами.
Современный город Аден состоит из трех частей: Кратер - старый торговый квартал,
Аль-Тавахи - деловая часть, и Махаллах - главный портовый район. Экономика города
почти полностью основана на функциях коммерческого центра для близлежащих государств
и заправочной станции для судов. В городе есть несколько небольших отраслей
промышленности, включая лёгкую промышленность, выпаривание морской воды для
получения морской соли и судостроение.
К северу от Адена находится международный аэропорт в Хавр-Максаре, бывшей базе
Королевских военно-воздушных сил (RAF).
Аденский университет был открыт в 1970 году. Объединение Йемена в 1990 году сформировало нацию численностью около 15 миллионов
человек, пользующуюся в те годы преимуществами растущей добычи нефти и большими
запасами газа. Значительные и позитивные изменения в стране ведут к быстрой
приватизации, увеличению инвестиций и росту производства в обрабатывающей промышленности
для удовлетворения национального и зарубежного спроса. Преимущества Адена как транзитного порта были признаны - пропускная способность терминала Маалла
выросла с менее чем 10 000 TEU в 1994 году до более чем 100 000 в 1998/99 году.
Аден признан национальным ресурсом с большим потенциалом и был назван "Ворота
Йемена в мир". Для обслуживания крупнейших в мире контейнерных судов был спроектирован
и построен Аденский контейнерный терминал (ACT) на северном берегу Внутренней
гавани Адена. Этот объект был введён в эксплуатацию в марте 1999 года и предоставляет
порту услуги по обработке контейнеров мирового класса.
|