Города Йемена > Зафар
Зафар
Зафар, библейский Сефар или Дофар
(примечательно, что данное название в Йемене появилось на несколько веков раньше,
чем в соседнем Омане) - древнее арабское поселение, расположенное к юго-западу
от Ярима в южном Йемене. Это была столица химьяритов - племени, правившего большей
частью Южной Аравии примерно со 115 года до нашей эры по 525 год нашей эры.
Вплоть до персидского завоевания (около 575 г. н. э.) Зафар был одним из самых
важных и знаменитых городов Южной Аравии — факт, подтверждённый не только арабскими
географами и историками, но и греческими и римскими авторами. После исчезновения
королевства Химьяр и подъёма ислама Зафар постепенно пришёл в упадок. Зафар
является древним химьяритским городищем .
Однако большинство руин и находок, по–видимому, относятся к периоду Римской
империи (270-525). Немногие находки могут быть уверенно датированы поздним поздне-имперским
периодом. После этого до недавнего времени мало что указывало на оккупацию римлянами.
Раскопанные находки важны, поскольку сабейские тексты проливают мало света на
материальную культуру. Текстовая основа для этой темы весьма шатка. В ту эпоху
археологическая летопись в Зафаре и прилегающем регионе обрывается. Ни один
текст не описывает его разрушение. Только аксумская церковь была зарегистрирована
как разрушенная в 523 году.
Самым известным в Зафаре является рельеф с изображением коронованного человека.
Дата этого рельефа и надписи на нем неизвестна; возможно, оба относятся к середине
5 века. Зафар был домом для язычников, еврейских и христианских общин. Евреи
доминировали здесь вплоть до 525 года.
Камень-кольцо Ишдак Барданина, найденный в Зафаре, является самым ранним возможным
свидетельством существования евреев в Южной Аравии. На удивление существует
мало свидетельств о действительном характере и обычаях этих религий, находящихся
далеко от их центров. Можно предположить о совместном проживании здесь христиан,
иудеев и язычников в поздние доисламские времена. Найденное при раскопках изображение
коронованной фигуры высотой 1,70 м представляет христианского короля, который
носит корону, похожую на аксумскую, - единственное сохранившееся изображение
этой ранней религии. На вершине своего развития Зафар обладал процветающей скульптурной
индустрией .
С 3-го по середину 6-го веков Зафар был оживлённым международным центром с
бурно развивающейся местной и международной торговлей. Численность населения
4-го века оценивается примерно в 25 000 человек частично основываясь на площади
поверхности и плотности населения. Свидетельством торговли являются амфоры позднеримского
периода, найденные при раскопках. Многие из них были произведены в Акабе
в Иордании. Акаба была центром, где товары перегружались с торговых кораблей
и реэкспортировались. В Зафаре было обнаружено около 500 таких черепков и сосудов,
по количеству сравнимых с найденными в Адулисе и Акабе. Главные импортируемые
товары: вино, домашний скот, текстиль, мясо, рыба и рыбный соус (своеобразная древняя приправа; готовится из прессованной тухлой рыбы).
Современная окружающая среда значительно уступает той, которая обеспечивала
ресурсную базу ранней конфедерации химьяритских племен. Несмотря на около 500
мм осадков в год, воды в Зафаре не хватает, почвы на возвышенностях хронически
подвержены эрозии. Учитывая истощение природных ресурсов, гражданские беспорядки,
эпидемии и мегазасухи, население химьяритского периода сократилось, особенно
в 6 веке.
Раскопки в Хафаре выявили 19 культурных видов, включая восемь злаков, четыре
масличных и волокнистых растения, три бобовых, три фрукта и одну пряность. Гордеум
- самый важный злак. В каменном здании также была найдена большая часть из 6000
раскопанных костей животных. Каменное здание, по-видимому, служило скотобойней.
|