Туризм в России > Московская
область > Музеи
Подмосковья > Музей техники
Задорожного > Мотоцикл М-72М
Мотоцикл М-72М
ИМЗ «М-72М». СССР, 1941 год.
Мотоцикл М-72М был принят в производство Московским мотоциклетным заводом (ММЗ)
в январе 1941 года. ММЗ — это переименованный и перепрофилированный Московский
велосипедный завод (МВЗ), что было сделано для подготовки к производству мотоцикла
БМВ Р 71.
Было принято решение пустить в производство копию немецкого мотоцикла.
Первые М-72 сошли с конвейера ИМЗ уже в феврале 1942 года. В годы войны производилась
модернизация мотоцикла. Так, появилось двухдисковое сцепление, двухопорная ось
колеса, усиленные колесные спицы. Всего за годы ВОВ было изготовлено около 20000
мотоциклов М-72.
После победоносного завершения битвы под Москвой ММЗ ремонтировал немецкие
велосипеды и мотоциклы, а также собирал мототехнику из комплектов, поставлявшихся
союзниками по «ленд-лизу».
Мотоциклами М-72 комплектовались разведподразделеиия танковых и механизированных
соединений, отдельные мотоциклетные полки и подразделения связи.
ИМЗ «М-72М». СССР, 1955 год.
После войны мотоциклы М-72 выпускались для нужд армии, милиции, государственных
ведомств на Киевском мотоциклетном заводе (КМЗ) с 1951 года, и только с 1954
года мотоцикл стал продаваться населению. За все годы выпуска этот мотоцикл
выпускался семью мотоциклетными заводами — Москвы,
Ирбита, Горького, Киева, Харькова,
Тюмени: ММЗ, ИМЗ, ГМЗ, КМЗ, ХМЗ, ТМЗ и МЗ Искра.
С 1954 года началась продажа мотоциклов М-72 из г. Ирбит населению. Заводу
пришлось модернизировать систему окраски мотоциклов, создавать приемлимые цветовые
гаммы. На бензобаках этих мотоциклов появилась переводная декаль «Ирбит». Определенные
нарекания покупателей к качеству продукции уже к концу 1955 года вынудили мотоциклетный
завод освоить выпуск модификации М-72М, в которой усилили колесо, раму, улучшили
двигатель, установили торсионную подвеску колеса коляски.
Параллельно с моделью М-72М с 1957 года было начато производство мотоцикла
М-61, собиравшегося сначала малыми партиями, а затем целиком заполнил сборочное
производство. Модель М-61 выпускалась полностью, заняла сборочное производство
в 1960 году и выпускалась до 1963 года. Следует добавить, что М-62 стал первым
мотоциклом из Ирбита, получившим наименование «Урал».
|