«Кубинская музыка — это любовный роман между африканским барабаном и испанской
гитарой». Вряд ли можно более точно охарактеризовать корни болеро, сальсы, румбы,
мамбо или ча-ча-ча. Испанцы привнесли в кубинскую музыку гитару и скрипку, а
также серенады и баллады. Наследие африканцев прослеживается в ритме и стуке
барабанов: высоком узком конга, бонго, состоящем из двух маленьких барабанов,
а также бата, похожем на песочные часы. Цимбалы похожи на затянутые кожей миски.
К этому надо добавить индейско-кубинские ритмические маракасы (погремушки, наполненные
кукурузными зернами), обтянутые жемчужными нитками кверквери — скребковые инструменты,
рифленые гуирос, а также деревянные ксилофоны.
Национальный кубинский ритм называется «сон»; его задают мелодические инструменты.
Это направление — смесь европейской и африканской музыки, которая популярна
и среди белых, и среди черных кубинцев. Из сона возникла более темпераментная
сальса — сегодня самый любимый танец на Кубе. «Музыка и танец идут рука об руку»,
— говорят на Кубе. Одна кубинская певица выразилась более афористично: «Кубинскую
музыку понимают ногами».