Туризм в России    
 

Северная Америка
Аляска
Канада
Мексика
США
Карибский бассейн
Гаити
Гренада
Доминиканская республика
Куба
Нидерландские Антильские острова
Ямайка
Центральная Америка
Белиз
Гватемала
Коста-Рика
Никарагуа
Сальвадор
Южная Америка
Аргентина
Боливия
Бразилия
Колумбия
Парагвай
Эквадор
Города
Майами
Мехико
Нью-Йорк

Ушмаль

Древние города Мексики > Ушмаль

Ушмаль

Ушмаль, важный исторический центр майя, расположен в т.н. зоне архитектурного стиля «пуук» и является наиболее характерным его представителем. Стены здания комплекса украшены мозаичным фризом, переплетенными змеями и масками бога дождя, Чаака. Примечательны такие строения как «Голубятня», состоящий из четырех зданий «Женский монастырь», храм на пирамиде «Дом Волшебника» высотой 35 метров, а также «Дворец правителя» — одна из самых грациозных и гармоничных построек гражданского типа во всей Мезоамерике.

В городе есть и священный колодец, в глубинах которого был найден ряд предметов, использованных в ритуальных жертвоприношениях.

Имена первых строителей города со временем были утрачены, а от вторичного строительства до настоящего времени сохранился только храм Волшебника. Об этом строении существует интересная легенда.

После того как прекрасный город получил вторичное рождение, неподалеку от него поселилась злая колдунья.

Потрясенная красотой городских храмов и дворцов, она пожелала, чтобы правителем стал верный ей человек, через которого можно было бы управлять городом. Однако для осуществления этого намерения колдунье нужно было с кем-нибудь подружиться, а так как ее окружали одни только змеи и дружить было не с кем, то она решила обзавестись сыном.

Изготовив из колдовских трав и змеиного яда яйцо, чародейка вскоре получила из него сына, который за год постигал столько, сколько обычный ребенок осваивал за десять. Однако, несмотря на быстрое умственное развитие, мальчик не рос, оставаясь карликом. Когда же ему исполнилось шесть лет, мать отправила его в Ушмаль к тогдашнему правителю. Насмеявшись вдоволь над забавным карликом, тот поинтересовался, что привело маленького человечка в его двор, на что сын колдуньи ответил, будто целью его визита является поединок с царем, ибо, несмотря на свой небольшой рост, он уверен в победе. Удивившись подобной смелости, царь предложил молодому человеку выполнить ряд заданий, которые были по плечу только великану.

Сын колдуньи с легкостью исполнил все, что ему было велено, чем сильно разгневал правителя Ушмаля. После этого правитель придумал для юноши новое задание — построить дворец, а времени на это дал всего одну ночь. За невыполнение задания смельчаку должны были отрубить голову. Однако и на этот раз, воспользовавшись волшебной силой своей матери, юноша выполнил задание.

Правителю ничего не оставалось делать, как принять вызов и объявить о поединке, местом проведения которою стал чудесный дворец. На необычное состязание были приглашены все высокие сановники Ушмаля, а в качестве оружия правитель избрал орехи кокойль, скорлупа которой отличалась необычайной твердостью.

Настал день состязания, на котором обоим соперник и и предстояло расколоть орех собственной головой, причем первым это должен был сделать сын колдуньи. Используя колдовские чары матери, молодой человек и на этот раз выдержал испытание.

Что же касается правителя, то скорлупа ореха кокойль оказалась намного крепче его головы. Как только он умер, новым правителем провозгласили победителя. Считается, что потомки сына колдуньи правили городом до тех пор, пока он не был разрушен во второй раз.

Кроме дворца, построенного чудесным образом, карлик пожелал, чтобы у него была собственная пирамида, которую он также возвел в одну ночь и назвал храмом Волшебника.

Данная пирамида разительно отличается от тех, что строились майя ранее. Она характеризуется наличием горизонтальной проекции в форме овала; при этом ее поперечная ось составляет 50 м в длину, а продольная — 70 м.

Считается, что раньше на месте пирамиды карлика стоял небольшой храм, украшенный изображением бога земледелия и плодородия Чака. После того как город увеличился в размерах, старый храм превратился в фундамент для нового, снабженного четырьмя святилищами (впоследствии было пристроено пятое). В эпоху Шив это здание, постоянно достраиваемое и перестраиваемое, превратилось в величественное сооружение, отражавшее силу и могущество правящей династии.

Согласно книгам «Чилам-Баламаха» («Книги пророка Ягуара»), переписанным юкатанскими индейцами майя на их родном языке латинскими буквами, последнего правителя эпохи Шив звали Тутуль-Шив. В одной из книг — «ЧиламБалам из города Мани» — приводится свидетельство, что Ушмаль был основан Ах-Суйток-Тутуль-Шивом в «катуне 2 Ахав» (так как катун майя был равен 20 годам, то, следовательно, он длился с 987 по 1007 год н. э.). Другая книга, «Чилам-Балам из Чумайеля», написанная в 1542 году, повествует, что со времени ее написания город был оставлен чуть больше 870 лет назад. Получается, что от вторичного разрушения Ушмаля до его возрождения правящей династией Шив прошло около 250 лет.

Одним из самых известных памятников архитектуры того времени был Дворец правителей — резиденция династии ритуальный топор в виде Шив. Здание размещено на искусственной террасе, попасть на которую можно, только поднявщись с западной стороны. Здесь же находится терраса меньших размеров, второй и третий цоколи. Форма дворца прямоугольная. Большой зал, разделенный стенкой, представляет собой два отдельных помещения, к которым вплотную подходят четыре просторных салона.

На передней стороне храма помещен огромный рельеф из каменных плит, вытесанных особым способом. В его центре высечен бог Чак. Общая площадь этого грандиозного произведения искусства составляет около 700 м2, что равняется и 20 тысячам плит.

Так как вручную нельзя было изготовить такое большое количество плит даже за несколько лет, то стоит предположить, что майя имели специальные мастерские, где плиты подвергались промышленной обработке.

Перед данным сооружением находился низкий квадратный алтарь, также высеченный из камня. Согласно нехитрым свидетельствам, первоначально на нем находилась скульптура двухглавого ягуара, восседавшего на троне. С северо-западной стороны Дворец правителя соотносится с Домом черепах (название постройке было дано благодаря каменному рельефу, на котором изображены эти земноводные).

К северо-востоку от террасы находилась специальная площадка для игры в ритуальный баскетбол,окруженная высокими стенами, в которые были встроены кольца для каучукового мяча. Согласно надписям, высеченным в стенах, игровая площадка была сооружена еще во времена правления колдовского сына, в 649 году.

Позади площадки для игры в баскетбол было нечто вроде монастыря, представляющего собой длинное одноэтажное здание, разделенное на шестнадцать комнат-келий, где проживали жрицы, служащие при храме Волшебника. Они постоянно пребывали в полном уединении, за исключением того времени, когда нужно было проводить богослужение.

Жреческая обитель была расположена таким образом, что при выходе из стен здания взгляды жриц поневоле устремлялись на Дворец правителей. Здесь жречество не имело той власти, которой обладали жрецы других древних цивилизаций (например, Египта). Они имели ограниченные права и целиком и полностью были подчинены представителям правящей династии.