Художник Рокуэлл Кент
За свою жизнь он работал бурильщиком колодцев, возчиком, грузчиком, ловцом
омаров и устриц, смотрителем маяка, строителем, рыбаком. В этом плане его биография
похожа на биографию Джека Лондона. Но после работы брал в руки кисти и рисовал
ту жизнь, которой жил сам. Тех людей, с которыми каждый день бок о бок трудился.
Его звали Рокуэлл Кент. Он родился в семье нью-йоркского адвоката, и отец видел
для него только юридическое будущее. Однако отец умер едва Рокуэллу исполнилось
пять лет. Матери пришлось переехать вместе с детьми к своей сестре.
Тётя Джози увлекалась керамикой, и однажды взяла своего племянника с собой в
Европу.
Музеи Старого Света поразили Рокуэлла, и он решил заняться прикладным искусством.
В подготовительной школе Хореса Манна он стал обучаться резьбе по дереву и техническому
рисунку. А в свободное время помогал тёте в керамическом бизнесе: расписывал
изделия из фарфора, которые она изготавливала.
Мама не одобряла желания сына стать художником, и Рокуэлл поступил в Колумбийский
университет на архитектора, но по вечерам посещал школу живописи.
Наставником Кента стал знаменитый художник Роберт Генри - идеолог так называемой
«школы мусорного ведра» - картин с описанием жизни окраин больших городов, жизни
простых рабочих, а также маргиналов и богемы. В одно время с Кентом обучались
Эдвард Хоппер и Джордж Беллоуз.
Но Кента не привлекал городской пейзаж. И Генри посоветовал ему отправиться
на остров Монеган. Рокуэлл пришёл в восторг от суровых северных красот, и в
дальнейшем всегда стремился попасть в самые холодные и сложные для жизни места
— такие, как Аляска и Гренландия, где он прожил не один год. При этом он всегда
писал с натуры картины полностью, часто находясь в течение нескольких часов
на холоде.
Северные пейзажи Кента покорили критиков.
Близость к рабочему народу способствовала развитию у художника социалистических
идей. Он не раз участвовал в демонстрациях, забирался на баррикады, тратил собственные
сбережения на адвокатов, чтобы восторжествовала справедливость. И некоторые
стали называть его «Дон Кихотом».
При этом сам Кент всегда был в поисках заработка, потому что его картины, несмотря
на любовь критиков, почти не продавались. В отличие от его книг, в которых он
описывал свою жизнь в далёких краях.
Рокуэлл открыто симпатизировал СССР, где его охотно принимали. Неудивительно,
что когда в США начались гонения на коммунистов, Кент оказался в числе персон
«нон грата». Его книги исчезли из библиотек и магазинов, картины покинули стены
музеев.
А советские музеи вскоре получили в дар от художника его 80 картин и 800 рисунков,
большая часть которых находится теперь в собрании Пушкинского музея в Москве.
|