США > Транспорт в Лос-Анджелесе
Транспорт в Лос-Анджелесе
Прошло 60 лет с тех пор, как в последний раз лязгал троллейбус в Лос-Анджелесе.
“Жёлтый автомобиль” - местная городская линия трамваев - совершил свой последний
рейс 31 марта 1963 года, совершив прощальный тур по линии «V» от городского
колледжа Лос-Анджелеса на Вермонт-авеню до бульвара Пико.
Двумя годами ранее междугородние лёгкие трамваи, которые курсировали из Редлендса
в Санта-Монику по цене цент за милю, завершили свои последние рейсы. Как только
исчезли оба вида транспорта, закончился золотой век общественного транспорта
в Лос-Анджелесе.
В последующие десятилетия жители Лос-Анджелеса неоднократно задавали вопрос:
кто был ответственен за демонтаж электрических трамваев?
Автомобиль стал предпочтительным видом транспорта для жителей Лос-Анджелеса
так быстро и безоговорочно, что на протяжении десятилетий сторонники теории
заговора считали, что автомобильные, нефтяные и шинные компании тайно уничтожали
трамваи, чтобы повысить потребность в своей продукции и увеличить её продажи.
«Теория» была даже экранизирована в комедии 1988 года об актёре-мультипликаторе
по имени Роджер, которого обвиняют в убийстве, которого он не совершал.
В то время как главный герой вместе детективом, ведущим дело, пытаются оправдать
актёра, попутно они раскрывают заговор с целью уничтожения системы общественного
транспорта Южной Калифорнии.
Полвека назад федеральное правительство привлекло к ответственности гигантские
корпорации, занимающиеся производством легковых автомобилей и автобусов, за
сговор с целью сокращения числа трамваев в регионе. Консорциум General Motors,
Standard Oil, Firestone Tire & Rubber, Phillips Petroleum и Mack Truck Manufacturing
Co., в свою очередь, утверждал, что жители а всё больше раздражаются из-за переполненности
и шума трамваев, высоких тарифов на проезд и устаревшего оборудования, несчастных
случаи и неадекватных маршрутов в новых пригородных районах Лос-Анджелеса.
Большинство историков сходятся во мнении, что GM и другие мегакомпании лишь
ускорили завершение строительства трамвайных линий, которые и так уже были погружена
в пучину проблем. Судебные решения были неоднозначными, а наложенные штрафы
стали каплей в море. В наши дни, в эпоху перегруженных автострад, ностальгическая
мистика старинных трамваев сохраняется, а старые мифы умирают с трудом. Трудно
поверить, что Лос-Анджелес буквально помешан на автомобилях, но всё же до начала
прошлого века и первые 50 лет после трамвай был образцом и чудом городского
общественного транспорта страны. За билеты стоимость 5 центов (позднее – 10 центов) трамваи
проезжали за день более 1100 миль по маршруту, соединяющему полуостров Бальбоа
в Ньюпорт-Бич с долиной Сан-Фернандо и от Сан-Бернардино до Редондо-Бич. Туристы
ехали из центра Лос-Анджелеса на вершину горы Лоу в горах Сан-Габриэль.
Первые трамваи в городе были зелёными; линия называлась «Железная дорога
Пасадены и Лос-Анджелеса». Эта линия была выкуплена компанией Хантингтона
Pacific Electric Railway, которую Хантингтон начал строить в 1901 году - главным
образом для того, чтобы люди могли добраться до новых пригородов и покупали
дома, которые он строил в обширной долине Лос-Анджелеса. В 1910 году он продал
свою долю в железнодорожной системе компании Southern Pacific Railroad. К тому
времени трамвайные линии связывали более 50 населённых пунктов Южной Калифорнии
и четыре округа, что сделало их крупнейшей в мире системой электротранспорта.
Хантингтон сохранил за собой право собственности на жёлтые трамваи Лос-Анджелесской
железной дороги, которые эксплуатировались на местном уровне.
В 1920-х годах, по мере роста Лос-Анджелеса и переезда жителей и предприятий
в пригороды, люди стали все больше полагаться на автомобили, а не на устаревающую
систему трамваев. В 1920-х годах, когда улицы Лос-Анджелеса были забиты 160
000 машинами, пассажиры общественного транспорта жаловались на огромные пробки
и многочасовые задержки. Жёсткие деревянные сиденья и “система кондиционирования”
в виде открытых окон летом тоже не были приятным времяпрепровождением. Конфликт
между трамваем и автомобилем часто разыгрывался на перекрёстках, где машины
неоднократно сталкивались, что приводило к многочисленным травмам и смертельным
исходам. Газетные передовицы подняли тревогу по поводу аварий и выступили против
трамваев. Красные и жёлтые вагоны стали «транзитными злодеями».
Автобусы начали конкурировать с трамваями ещё в 1924 году, когда из-за сильной
засухи возникла нехватка электроэнергии, что привело к сокращению трамвайного
сообщения на несколько лет. Pacific Electric пыталась вернуть пассажиров и увеличить
скорость движения трамваев, в то же время понемногу убирая все больше и больше
трамвайных линий с городских улиц и начиная строить метро. В 1925 году для пассажиров
был открыт подземный маршрут протяженностью чуть более мили, который обошёлся
казне в 5 миллионов долларов. Он назывался Голливудским метрополитеном и туннелем
Бельмонт. Когда трамваи въезжали в Лос-Анджелес, они проезжали под землёй на
станциях Краун и Банкер-Хиллз, что позволило сэкономить 15 минут по сравнению
с их прежним кружным путём через центр города. Маршрут первого метро Лос-Анджелеса
начинался у здания терминала на пересечении 4-й улицы и Хилл-стрит, а затем
выходил на бульвары Глендейл и Беверли.
Во время Великой депрессии к трамвайным линиям добавилось автобусное сообщение.
Позже из-за нехватки бензина и резины во время Второй мировой войны автобусное
сообщение было приостановлено. К концу войны трамвайные линии обветшали, устарели
и оказались в плачевном состоянии. Некоторые жители Лос-Анджелеса выкупили трамвайные
вагоны у торговцев металлоломом, перевезли их на свободные участки и стали жить
в них - в Лос-Анджелесе в те годы ощущался дефицит жилья. Знаменитый ресторан
Pacific Dining Car был открыт внутри Красного трамвайного вагона.
В 1945 году компания Huntington estate продала трамвайную систему Yellow Car
system компании American City Lines - дочерней компании National City Lines,
инвесторами которой были General Motors и другие крупные нефтяные и каучуковые
компании. Вот тут сторонники теории заговора правы. Вскоре National City Lines
контролировала 46 транспортных трамвайных сетей на Среднем и Среднем Западе,
включая Лос-Анджелес. Компания стала отказываться от электрических систем и
заменять их дизельными автобусами, которые, естественно, нуждались топливе и
резине. Очевидно, что дни трамваев в Лос-Анджелесе были сочтены.
К 1946 году Министерство юстиции спохватилось. Оно подало антимонопольный иск
против «Нэшнл Сити Лайнс» за сговор с целью монополизации транспортной
отрасли. Но прежде чем дело дошло до суда в Чикаго, консорциум крупных компаний
вышел из игры, продав свои активы в «Нэшнл Сити Лайнс». Это, по сути,
превратило её в пустую корпорацию. В 1949 году дело, наконец, дошло до суда.
Вердикт был неоднозначным: как оправдательные, так и обвинительные приговоры.
Несмотря на то, что они больше не владели National City Lines, компании, входящие
в консорциум, были оштрафованы на 5000 долларов каждая, в то время как отдельные
должностные лица компании были оштрафованы на всего 1 доллар на общую сумму
37 007 долларов. К тому времени обширные пригороды Лос-Анжелеса были испещрены
автомобилями, автострадами и несколькими скоростными магистралями, и, по сути,
для судов уже было поздно: так называемый заговор нанёс смертельный удар по
умирающей системе.
В 1953 году Pacific Electric продала оставшиеся красные трамваи частной автобусной
линии, которая пять лет спустя была выкуплена государственным управлением городского
транспорта Лос-Анджелеса за 33,3 миллиона долларов. Последний красный трамвай
LAMTA был сдан на слом в 1961 году. Представитель транспортной службы Лос-Анджелеса
заявил: “Пассажирские железнодорожные перевозки Pacific Electric устарели, и
с экономической точки зрения не было никаких оснований для их продолжения. В
результате, как и конные конки, они сошли со сцены”.
В память о красных и жёлтых трамвайных вагонах Железнодорожный музей Orange
Empire в Перрисе, недалеко от Риверсайда, проводит свой ежегодный “Фестиваль
железных дорог” 26 и 27 апреля. На нем изображён жёлтый вагон, похожий на тот,
что раздавил Model T в фильме Лорела и Харди. В коллекции есть также красный
вагон, похожий на тот, в которой Джин Келли танцевал в фильме “Поющие под дождём”,
как раз перед тем, как запрыгнуть в автомобиль, за рулём которого сидела Дебби
Рейнольдс.
|