Норильск
> Архитектура города
Архитектура Норильска
Норильск - один из самых северных городов мира и один из крупнейших в Арктике.
В архитектуре его домов и улиц разработаны довольно необычные решения для обеспечения того, чтобы почти
200000 его жителей могли легко добираться до своих домов или мест работы и обратно
даже в самые сильные снежные бури.
Норильск выглядит как типичный промышленный город, построенный по советским
архитектурным канонам: официальные здания в стиле сталинского ампира, спальные
пригороды с разноцветными "панельками" (панельными многоквартирными
домами) и тянущимися бесконечными трубами промышленных предприятий. за горизонтом.
Но только представьте: на этой 69-й параллели (300 км за полярным кругом) снег
лежит на земле около девяти месяцев в году. Зимой температура может опускаться
до минус 45-50 по Цельсию (минус 49-58 по Фаренгейту), но самое страшное - это
снежные бури, которые могут буквально сбить вас с ног.
Полуостров Таймыр известен как "кладбище циклонов"
- все атлантические циклоны заканчивают здесь свой жизненный цикл. Короче говоря,
это не курорт для отдыха! Чем сильнее ветер, тем труднее переносить холод и
сырость. Несмотря на это, в Норильске проживает более 175 000 человек. Это второй
по величине арктический город в мире (самым крупным является Мурманск с населением
почти 270 000 человек, но он расположен немного южнее). В городе добываются
и перерабатываются никель, медь, кобальт и палладий (и иностранцам по-прежнему
требуется специальное разрешение на его посещение).
Заводы работают круглосуточно, и их сотрудники должны иметь возможность своевременно
добираться на работу и домой. Но как это можно сделать, когда на улице страшная
метель, не говоря уже о полярной ночи?
Снежные заносы могут достигать 30 метров в высоту, и на их расчистку затрачиваются
огромные ресурсы. Самым важным было обеспечить бесперебойную работу железной
дороги до Дудинки, которая протянулась на 100 км по пустынной тундре и вечной
мерзлоте. Железная дорога раньше доставляла руду в порт на реке Енисей, откуда
она доставлялась к месту назначения морским путём. А в обратном направлении
в Норильск из Дудинки прибыли продукты питания, хозяйственные товары и посылки
с "большой земли".
Сегодня вдоль дорог можно увидеть деревянные снежные заграждения. Они были спроектированы
советским инженером-железнодорожником Михаилом Потаповым. Первоначально Норильск
был построен с использованием принудительного труда заключённых лагеря ГУЛАГ
Норильлаг (который был закрыт в 1956 году). Потапов был там заключённым в конце
1930-х и начале 1940-х годов, будучи приговорённым к 10 годам лагерей за свою
"связь" с репрессированным маршалом Тухачевским (который использовал для нужд
оборонной промышленности устройство для сжигания сорняков на железнодорожных
путях, изобретённое Потаповым). В Норильске инженеру было поручено организовать
систему защиты от снега. Потапов прошёл пешком весь маршрут железной дороги
и пришёл к следующему решению. Барьеры, изготовленные по его эскизам, должны
были стоять под определенным углом, гарантируя, что из-под них будет дуть ветер
с такой силой, что он сметут снег с автомобильных или железнодорожных путей.
Для каждого участка железной дороги инженер рассчитал правильное размещение
конструкций в зависимости от направления и скорости ветра (кстати, такие же щиты можно увидеть рядом с железной дорогой при подъезде к Воркуте). В 1944 году Потапова
досрочно освободили, но он продолжал работать в Норильске до 1950 года и в конце
концов получил авторское свидетельство на свои конструкции снежных щитов. Его
отдел был расформирован в 1950 году, и он уехал на работу в Канск, другой город
Красноярского края. Но вскоре после этого он был повторно арестован по старым
обвинениям и возвращён в Норильск, где умер в 1954 году. Однако его снежные
щиты стоят и по сей день.
Норильск получил статус города в 1953 году. Планы города были (добровольно)
составлены ленинградским архитектором Витольдом Непокойчицким, который приехал
за Полярный круг по приглашению главы Норильского (никелевого) комбината. Центральная
магистраль города, Ленинский проспект похож на Невский проспект Петербурга.
И, если посмотреть издалека на улицы Норильска, кажется, что дома образуют сплошную
стену. Это также для защиты от ветра.
Генеральный план строительства Норильска был грандиозным, но он так и не был
полностью реализован. В середине 1950-х годов, после смерти Сталина, началась
кампания против архитектурных излишеств, и Норильск в конечном итоге заполнился
стандартизированными 'панельками'. Но с отличительными чертами. Дворы в жилых
районах Норильска построены по принципу "замкнутого контура", а входы расположены
с внутренней стороны. А между домами есть проёмы с небольшими ступенями. Некоторые
проёмы кажутся очень узкими - их недостаточно, чтобы пройти двум людям.
Это сделано специально для того, чтобы жители могли не только подойти ко входу
в свой многоквартирный дом, но и укрыться от ветра и, кроме того, предотвратить
проникновение ветра во двор.
Местные жители говорят, что иногда бушует "черная метель" сопровождаемая очень
сильным ветром. Самая разрушительная "черная метель" была зарегистрирована в
начале 1957 года. Снежная буря продолжалась несколько дней, и от дома к дому
даже были протянуты верёвки, чтобы люди могли как-то передвигаться. В настоящее
время в городе проводится масштабная реконструкция: предстоит отремонтировать
и построить десятки новых домов, благоустроить дворы и модернизировать инженерные
сети в рамках программы, которую планируется завершить к 2035 году.
Одной из поразительных и сразу бросающихся в глаза особенностей Норильска
является вид огромных и красочных номеров домов на зданиях. Они видны издалека
и при любых погодных условиях. Это значительно упрощает процесс поиска нужного
адреса в разгар снежной бури, особенно для новичков в городе. Эти цифры впервые
появились на панельных многоквартирных домах в 1980-х годах. Номера домов можно
увидеть как с улицы, так и во дворах. Между тем номера на старых зданиях имеют
стандартный дизайн.
Еще одной особенностью Норильска является то, что здания окрашены в яркие цвета
в попытке поднять настроение местным жителям. На ряде фасадов также изображена
мозаика на тему Крайнего Севера.
|