Туризм в России    
 

Северная Америка
Аляска
Канада
Мексика
США
Карибский бассейн
Гаити
Гренада
Доминиканская республика
Куба
Нидерландские Антильские острова
Ямайка
Центральная Америка
Белиз
Гватемала
Коста-Рика
Никарагуа
Сальвадор
Южная Америка
Аргентина
Боливия
Бразилия
Колумбия
Парагвай
Эквадор
Города
Майами
Мехико
Нью-Йорк

Гуарани

Народы Южной Америки > Народы Бразилии > Гуарани

Народ Гуарани

Гуарани были одним из первых народов, с которыми вступили в контакт европейцы после открытия Южной Америки около 500 лет назад.

В Бразилии сегодня в семи штатах проживает около 51 000 гуарани, что делает их самым многочисленным племенем страны. Многие другие живут в соседних Парагвае, Боливии и Аргентине.

Народ гуарани в Бразилии делится на три группы: кайова, нандева и мбья, самой многочисленной из которых является кайова, что означает «лесные люди».

Они глубоко духовные люди. В большинстве общин есть молитвенный дом и религиозный лидер, авторитет которого основан скорее на престиже, чем на официальной власти.

С тех пор, как они себя помнят, гуарани занимались поисками – искали место, открытое им их предками, где люди живут свободными от боли и страданий, которое они называют «земля без зла». Для гуарани земля является источником всей жизни. Но насильственные вторжения владельцев ранчо опустошили их территорию, и почти все их земли были разграблены.

За сотни лет гуарани преодолели огромные расстояния в поисках этой земли. Один летописец XVI века отметил их «постоянное стремление к поиску новых земель, в которых, как они воображают, они обретут бессмертие и вечный покой’.

Эти постоянные поиски свидетельствуют об уникальном характере гуарани, об их «отличии», которое часто замечалось посторонними. Сегодня это проявляется ещё более трагично: глубоко потрясённые потерей почти всех своих земель в прошлом столетии, гуарани переживают волну самоубийств, не имеющую аналогов в Южной Америке. Эти проблемы особенно остро стоят в Мату-Гросу-ду-Сул, где гуарани когда-то населяли леса и равнины общей площадью около 350 000 квадратных километров. Волны вырубки лесов превратили некогда плодородную родину гуарани в обширную сеть скотоводческих ранчо и плантаций сахарного тростника для бразильского рынка биотоплива. Сегодня они ютятся на крошечных клочках земли, окружённых ранчо и обширными полями сои и сахарного тростника. У некоторых вообще нет земли, и они живут в лагерях на обочинах дорог.

Многие гуарани были загнаны в небольшие резервации, которые в настоящее время хронически перенаселены. Например, в заповеднике Дурадос 12 000 человек живут на площади чуть более 3000 гектаров.

Уничтожение лесов привело к тому, что охота и рыболовство стали невозможны, а земли едва хватает даже для выращивания сельскохозяйственных культур. Серьёзной проблемой является недоедание, и с 2005 года по меньшей мере 53 ребёнка гуарани умерли от голода.

В Бразилии одна из самых развитых отраслей производства биотоплива в мире. Плантации сахарного тростника были созданы в 1980-х годах и в значительной степени зависят от труда местных жителей. Работники часто работают за мизерную зарплату в ужасных условиях. В 2007 году полиция провела рейд на завод по производству спирта из сахарного тростника и обнаружила 800 представителей коренных народов, работающих и живущих в нечеловеческих условиях. В Мату-Гросу-ду-Сул запланировано строительство более 80 новых плантаций сахарного тростника и спиртзаводов, многие из которых будут построены на землях предков, на которые претендуют гуарани.

Поскольку многие мужчины из числа коренного населения вынуждены искать работу на плантациях, они подолгу отсутствуют в своих общинах, и это оказывает серьёзное воздействие на здоровье гуарани и общества в целом. Возвращающиеся рабочие распространяют венерические заболевания и алкоголизм, а также усиливают внутреннюю напряжённость и насилие.

Гуарани в Мату-Гросу-ду-Сул страдают от расизма и дискриминации, а также от многочисленных притеснений со стороны полиции. По оценкам, в тюрьмах содержится более 200 гуарани, которые практически не имеют доступа к юридическим консультациям и переводчикам, попав в ловушку правовой системы, которую они не понимают. В результате осуждаются невиновные люди. Многие из них отбывают непропорционально суровые наказания за мелкие правонарушения.

Реакцией этого глубоко духовного народа на хроническую нехватку земли стала уникальная для Южной Америки эпидемия самоубийств. С 1986 года более 517 гуарани покончили с собой; самому младшему из них было всего девять лет.

Многие общины гуарани, живущие в тесноте в крошечных резервациях, с ужасающими социальными последствиями попытались вернуть себе небольшие участки своих исконных земель. Эти «ретомады» (буквально «отвоевания») встретили яростное сопротивление со стороны могущественных и безжалостных фермеров, которые сейчас занимают земли. Владельцы ранчо часто нанимают вооружённых людей для защиты «своих» владений, и бесчисленное множество гуарани были убиты во время ретомадас или вскоре после них.

Небольшая община Нандеру Марангату является типичной. Несмотря на то, что по закону община имеет право проживать на территории заповедника площадью 9000 гектаров, в 2005 году владельцы ранчо, угрожая оружием, выгнали их оттуда. Проявив невероятную храбрость, гуарани вернулись.

Сейчас они живут на малой толике того, что принадлежит им по закону, а территория, непосредственно прилегающая к их поселению, ежедневно патрулируется вооружёнными людьми владельца ранчо, которые изнасиловали двух женщин-гуарани и обстреляли дом одного из лидеров общины.

    История Маркоса Верона

Убийство лидера гуарани Маркоса Верона в 2003 году стало трагическим, но слишком типичным примером насилия, которому подвергается этот народ.

Верон, которому около 70 лет, был лидером общины гуарани-кайова в Такуаре. В течение пятидесяти лет его народ пытался вернуть небольшой участок земли своих предков, который был захвачен богатым бразильцем и превращён в обширное скотоводческое ранчо. С тех пор большая часть леса на участке была вырублена.

В апреле 1997 года, отчаявшись после долгих лет безуспешных попыток лоббировать интересы правительства, Маркос привёл свою общину обратно на ранчо. Они начали перестраивать свои дома и снова смогли выращивать собственные культуры. Но владелец ранчо, занимавший этот район, обратился в суд, и судья приказал гуарани покинуть его.

В октябре 2001 года более сотни вооружённых до зубов полицейских и солдат вошли в посёлок и заставили гуарани покинуть свою землю во второй раз. В конце концов люди приютились на обочине шоссе, укутавшись в пластиковые накидки.

Ещё находясь в Такуаре, Маркос сказал: «Здесь моя жизнь, моя душа. Если вы заберёте меня с этой земли, вы заберёте и мою жизнь».

Его слова пророчески и трагически сбылись в начале 2003 года, когда во время очередной попытки мирно вернуться на свою землю он был жестоко избит работниками ранчо. Несколько часов спустя он скончался.

Убийцам Верона не были предъявлены обвинения в убийстве, но после судебного заседания в начале 2011 года им были предъявлены обвинения в менее тяжких преступлениях, связанных с нападением.