История Донбасса
По легенде, в 1696 г., по возвращении из Азовского похода, солдаты Петра I
нашли черный минерал и положили его в костёр. Глядя на раскалённые жаркие уголья,
государь будто бы изрёк: "Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен
будет". Однако впервые каменный уголь хорошего качества был открыт бахмутскими
солеварами во главе с Никитой Вепрейским и капитаном Семёном Чирковым в 1721
г. в балке Скелеватой в 25 вёрстах от Бахмута.
В1721-1725 гг. по приказу Берг-коллегии две экспедиции на Дон предпринял подьячий
рудоискатель Григорий Капустин. После смерти Петра I в 1827 г. были организованы
новые экспедиции под руководством горного инженера директора Горного корпуса
Е.П. Ковалевского. Он провёл первое крупное исследование геологического строения
Донбасса и дал прогноз о наличии в районе г. Бахмута залежей каменной соли.
В 1740-е гг. по заданию Берг-коллегии минералог Густав Ульрих Райзер провёл
детальное обследование месторождений каменного угля на речке Беленькой.
С началом строительства Курско-Азовской железной дороги в 1867 г. в будущем
Донбассе был основан посёлок, названный в честь инженера Петра Николаевича Горлова
- Горловкой. В 1895 г. инженеры Ф.Е. Енакиев и Б.А. Яловецкий совместно с группой
бельгийских предпринимателей основали Русско-бельгийское металлургическое общество,
которое к 1897 г. построило новый чугуноделательный завод. Посёлок, возникший
вокруг него, в 1898 г. получил название Енакиево. В 1903 г. в честь предпринимателя
и банкира А.К. Алчевского по ходатайству российских промышленников был назван
посёлок Алчевск.
В начале XX века уголь рубили кирками, затем добытую руду из забоя доставляли
волоком на санках. Затем уголь перегружали в вагонетки, которые откатывали также
вручную или с использованием лошадей. Поднимали уголь на поверхность с помощью
паровых машин или конской тяги. Над шахтёрами витала постоянная опасность погибнуть
от взрыва подземных газов или угольной пыли. В 1908 г. на Рыковских угольных
копях произошла катастрофа, которая по сей день остаётся самой крупной аварией
на угледобывающих предприятиях России.
Динамичный рост промышленного региона требовал решения сложных управленческих
задач, для решения которых был создан Совет Съезда горнопромышленников Юга России
(1877 г.), объединивший крупных предпринимателей. Он занимался защитой экономических
интересов промышленников, боролся за установление выгодных тарифов, получение
заказов (современные государственные тренды) и т.п.
К 1900 г. в Донбассе существовало до 300 разного рода промышленных предприятий.
В Луганске был крупный завод транспортного машиностроения (Гартмана) и одно
из крупнейших предприятий - Луганский патронный завод. Бахмут и Славянск стали
центрами соляной промышленности. И основные кадры для предприятий черпались
из центральных губерний России, а также Харьковской, Полтавской, Черниговской,
Могилёвской губерний и области Войска Донского. Посёлки для рабочих, стекавшихся
на Донбасс со всей империи, были застроены казармами, бараками, землянками и
находились в непосредственной близости от предприятий. |