Культ медведя
Деталь шаманского костюма - фигура медведя (19 век).
Для народов северного полушария и Дальнего Востока бурый медведь был не только
опасным соседом и объектом охоты. Со времён первобытного человека до 20-го века
во многих племенах существовал культ медведя.
Медведь, Миша, Косолапый, хозяин тайги (рус), Нубури-камуй (айн.), Кума (япон.)
был тотемом; от него вели родство, его считали Богом тайги, его уважали, любили,
боялись, убивали и поклонялись.
Предмет культа: фигурка медведя - духа-помощника богини реки Обь (конец XIX - начало XX века).
Медвежий праздник сахалинских айнов и нивхов представлял собой торжественный ритуал убиения медведя, выращенного в селении в течение нескольких лет. Считалось, что хозяин тайги посылал людям горных людей-медведей, и через ритуальное убиение их души освобождались от тел, возвращаясь в свой мир с подарками жертвоприношениями. Затем они вновь возрождались в образе животных, обеспечивая людям удачу на охоте. Медведь был посредником между миром людей и миром духов.
|