Туризм в России  
 

Центральная Африка
Ангола
Габон
Демократическая республика Конго
Камерун
Кения
Республика Конго
ЦАР
Чад
Экваториальная Гвинея
Южная Африка
Ботсвана
Зимбабве
Лесото
Малави
Мадакаскар
Мозамбик
Намибия
ЮАР
Восточная Африка
Бурунди
Замбия
Коморские острова
Маврикий
Руанда
Сейшельские острова
Танзания
Уганда
Эфиопия
Западная Азия
Кабо-Верде
Марокко
Нигерия
Сенегал
Северная Африка
Египет
Судан
Тунис
Города Африки
Каир
Марракеш
Бамум

Народы Африки > Бамум

Бамум

Бамумы - западноафриканский народ, говорящий на языке, который часто используется в качестве лингва-франка, и принадлежащий к бенуэ-конголезской ветви нигеро-конголезской семьи.

Их королевством со столицей в Фумбане, расположенном на высокогорных западных лугах Камеруна, правит король (мфон), чьё положение передаётся по наследству в рамках одной из экзогамных патрилинейных линий. Мфон правит с помощью своей королевы-матери (на).

Считается, что первый мфон, Нчаре со своим племенем пришли с территории соседнего народа тикар в начале 18 века. Поселившись среди бамилеков и других тикар, Нчаре провозгласил себя королём и основал дворец в Фумбане.

11-й мфон Мбуэмбуэ был первым, кто расширил королевство, и после нападения фульбе в начале XXI века укрепил Фумбан, окружив его стеной и рвом.

Пастбища Камеруна можно условно разделить на три небольшие подгруппы, на одной из которых обитают бамумы. На этой территории проживает множество небольших этнических групп, которые слабо связаны друг с другом и имеют много исторических и политических сходств, сохраняя при этом свою самобытность. Все члены этой группы первоначально были выходцами из северных районов и мигрировали различными сложными путями на протяжении последних нескольких столетий. Торговцы из племени фулани, неуклонно продвигавшиеся на юг, в Камерун, вытеснили бамумов на их нынешнее место обитания в 17 веке.

Бамумы верят в верховного бога, который создаёт детей, и практикуют культ предков. Бамумские врачи практикуют гадание, интерпретируя манипуляции земляного паука с отмеченными листьями.

Письменность

Язык бамум – один из языков бенуэ-конго в Камеруне, на котором говорят около 215 000 человек. Этот язык особенно известен своей оригинальной фонетической письменностью, разработанной королём Нджойей и его дворцовым окружением около 1895 года. Развитие письменности шло от идеографических до слоговых систем, а окончательная и наиболее заметная форма письменности известна как «А-ка-у-ку».

Бамумы являются одним из первых народов в Африке, создавших письменность под покровительством короля Нджойи в конце 19 века. Нджоя смог сохранить свой статус правителя при косвенном колониальном правлении Германии, но был вынужден отправиться в изгнание, когда в 1916 году к власти пришли французы. С тех пор королевская власть была восстановлена.

16-й мфон Нджоя (правил в 1895-1923 годах) стал самым знаменитым из всех королей Бамума. Знакомый с арабской письменностью благодаря контактам с народами фулани и хауса, Нджоя примерно в 1895 году изобрёл систему письма, состоящую из 510 пиктографических знаков.

Он переделывал её шесть раз; седьмая система представляла собой слоговую систему из 83 знаков плюс 10 цифр. С помощью переписчиков Нджойя подготовил книгу об истории и обычаях племени бамум, которая была опубликована во французском переводе. Он также составил карту своей страны, написал религиозную книгу и книгу по медицине и местной фармакопее.

В 1912 году он основал первую из 47 школ для обучения чтению и письму на языке бамум по его шестому сценарию, а в 1913 году поручил одному из членов своего двора изготовить печатный станок с использованием шрифтам бамум.

В 1920 году, раздражённый трениями с французской колониальной администрацией, которая должна была сместить его в 1923 году, Нджойя уничтожил типографию, отлитую методом утраченного воска, и закрыл свои школы. Нджоя принял ислам в 1918 году, и, по оценкам, в те годы более половины жителей Бамума стали мусульманами.

Ремёсла

Нджоя построил прекрасный новый дворец, основал то, что позже фактически стало музеем, и был покровителем мастеров по бисероплетению, литейщиков меди, ткачей, красильщиков и других ремесленников. В его дворце было 300 ткацких станков и шесть красильных камер с различными красками, некоторые из которых Нджойя изобрёл сам. Искусство процветало под королевским покровительством.

Бамумы - известные мастера своего дела. Мужчины занимаются вышивкой, ткачеством, выделкой кожи, резьбой по дереву, слоновой кости, металлу и кузнечным делом, а женщины - гончарным делом. И мужчины, и женщины обрабатывают землю. Бамумы - оседлые фермеры, которые занимаются рыбной ловлей, но мало охотятся. Их основными культурами являются кукуруза, просо, маниока и сладкий картофель.

Экономика

Регион Бамум играет важную роль на торговых путях, связывающих его с морским портом Дуала на юге и с торговцами из фульбе и хауса на севере. Исторически все жители этого региона являются фермерами, которые выращивают кукурузу, ямс и арахис в качестве основных культур. Они также разводят домашний скот, в том числе кур и коз, которые являются основой повседневного питания. Женщины, которые по поверьям бамумов, как считается, делают почву более плодородной, занимаются посадкой и сбором урожая. Мужчины отвечают за расчистку полей для посевов и иногда занимаются охотой. Специфика экономических предприятий определяется особенностями микросреды отдельных этнических групп.

Политика

Все народы, населяющие камерунскую зону пастбищ, присягают на верность Фону (королю). Каждой деревней управляет лидер, которого выбирает его предшественник и который, как правило, является главой доминирующей династии в данной общине. Каждому Фону служит совет старейшин, которые консультируют его по всем важным решениям и которые также играют важную роль в выборе следующего фона. Фон служит всю жизнь, отрекаясь от трона только при приближении смерти. Сложные возрастные группы помогают структурировать сообщество. В Бамуме роль Фона более высокая по сравнению с тем, что является стандартным для региона лугопастбищных угодий.

Виды искусства

Учитывая важность черепа, изображения головы встречаются почти на всех украшенных предметах утилитарного назначения. Маски широко используются при посвящении и в образовательных целях. Скульптуры часто изображают Фон (короля), и многие виды украшений из бисера связаны с его вступлением на престол.

Сегодня бамумы занимаются декоративной резьбой по дереву, их изделия продаются в Бафусаме.