Африка
> Народы
Народы Африки
Абабде (абаба) - одна из подгрупп беджа в Судане.
Это самый северный из народов беджа, проживающий на северо-востоке Судана и
юго-востоке Египта между Нилом
и Красным морем. Абабде традиционно занимались скотоводством, кочуя группами
от одной до двенадцати семей в поисках пастбищ для стад овец, коз или верблюдов.
Их традиционное жилище состоит из прямоугольных переносных хижин, сплетённых
из козьей шерсти. Хотя племена беджа проживают в регионе уже более 4000 лет,
абабде не проявляли себя как самостоятельная этническая группа до XVI века. |
Члены племени пигмеев народа бака - это коренные жители Камеруна. Курчавые
низкорослые пигмеи-мужчины редко бывают выше 150 см, женщины едва достигают
147 см. Мирные лесные жители, которые в основном живут тем, что даёт им
влажный тропический лес: плоды, мёд диких пчёл и мясо диких животных, на
которых они охотятся. Изредка они возделывают полевые культуры. Тому, кто
захочет их посетить, потребуется тонкое чутье и с собой ему обязательно
нужно взять подходящие подарки. Пигмеев бака, особенно в Камеруне, постепенно
вытесняют из их мест обитания иностранные консорциумы, которые проникают
все глубже в леса для лесозаготовок. |
"Травяные поля", нагорья с обширными площадями , поросшими травами, в провинциях
запада и северо-запада Камеруна - родина многочисленных племён. Они основали
объединения во главе с вождем племени (шефферии), и маленькие королевства. Самая
многочисленная этническая группа - бамилеки, которые исповедуют христианство.
Глава шефферии считается сакральной фигурой, является высшей судебной инстанцией.
Однако власть его не абсолютна: все важные вопросы он должен согласовывать с
правительственным советом шефферии. Бамилеки занимаются декоративной резьбой по дереву, их изделия продаются в
Бафусаме. |
Бамумы - западноафриканский народ, говорящий на языке, который часто используется
в качестве лингва-франка, и принадлежащий к бенуэ-конголезской ветви нигеро-конголезской
семьи. Их королевством со столицей в Фумбане, расположенном на высокогорных
западных лугах Камеруна, правит король (мфон), чьё положение передаётся по наследству
в рамках одной из экзогамных патрилинейных линий. Мфон правит с помощью своей
королевы-матери (на). Считается, что первый мфон, Нчаре со своим племенем пришли
с территории соседнего народа тикар в начале 18 века. Поселившись среди бамилеков
и других тикар, Нчаре провозгласил себя королём и основал дворец в Фумбане. |
Население народа банту складывается из примерно 60 различных племён. Большую
долю составляют 47 % мауаломве, живущие к северу от Замбези. К югу от Замбези
селятся тсонга (23 % населения), которые работают на рудниках Южной
Африки. 11 % населения составляют шона, ещё 12 % принадлежат к народу Малави.
У народности банту в Южной и Восточной Африке существует интересная традиция
строительства заборов в поселениях. С одной стороны, это загон для скота (крааль).
С другой стороны, поселение: дома стоят в виде кольца, вокруг забор (крааль),
в центре - загон для скота (крааль).
|
Бедуины - это традиционные кочевые обитатели Аравийской и Египетской
пустынь, проживающие в палатках и шатрах. Племенная культура отражена
в высказывании: "Мой брат и я - против моего кузена. Мой кузен и я - против
всего мира". Группы исторически формировались вокруг главы рода. Во времена
борьбы или в случаях особой потребности группы объединялись и выступали
как одно племя. Бедуины Аравии были первыми новообращёнными в Ислам и
в 7 столетии распространяли его по всей Северной Африке до Испании. Бедуинский
народ исторически принадлежит к словесному искусству, поэтому их история
сохранена в историях и поэмах. Из-за этого для посторонних очень сложно
получить абсолютно исчерпывающую версию их истории. Бедуины наследуют
отличительные черты от конфедерации семей, у которых есть общие интересы,
а не общее происхождение. Это значит, что изначально аравийские народы
с течением времени обнаруживают общие черты с местными кочевыми племенами
Египта. |
Кушиты - народы эфиопской расы в северо-восточной Африке, которые пришли в
Восточную Африку в одно время с народом
банту, остались кочевниками или стали вести оседлый образ жизни как крестьяне
или скотоводы. Примерно 3 % всех кенийцев - кушиты, территория проживания которых
на севере и северо-востоке охватывает более трети площади Кении. |
Хотя они и составляют всего 1,6 % населения страны в целом, масаи стали символом
Кении: увешанные украшениями, в ярких одеждах, со сложными причёсками.
Они питаются исключительно молоком и мясом с кровью, самозабвенно заботятся
о своих стадах и не стесняются захватывать крупный рогатый скот у соседних
племён. Предки масаев - нилоты. |
Нилоты населяют саванны Восточной Африки и Судана.
Примерно 30 % нилотов принадлежат к этой группе, традиционно занимающейся земледелием,
охотой, рыболовством и скотоводством. |
Среди других африканских народов нубийцы издревле имели особую репутацию нации
честной, добропорядочной и сплочённой. И эта репутация характеризует не только
самих нубийцев, но и целую страну, которая была названа Баллад-аль Аман - земля
спокойствия и безопасности. В настоящее время нубийцы проживают на территории
южнее Асуана (Южный Египет) и в северном Судане. |
Сан, называемые раньше также бушменами, как и родственные им койкоин ("готтентоты")
- самые древние народы южной Африки. Археологи исходят из того, что тысячелетние
наскальные рисунки, найденные в Тсодило Хиллз на северо-западе Ботсваны, были
сделаны предками сан. Когда в Африке появились европейцы, во многих областях
Южной Африки можно было ещё встретить народ сан, но потом их оттеснили в Калахари
и в другие отдалённые регионы. От других групп населения сан отличаются уже
внешне. Обращает на себя внимание их светло- или золотисто-коричневый цвет кожи,
небольшой рост (ниже 1,50 м) и выступающие скулы. |
Народ Фанг на юге Камеруна известен своими похоронными ритуалами. В деревянных
ёмкостях в форме черепа, "биери", они носят с собой части скелета своих предков
и искусно вырезают маски, играющие важную роль во всевозможных ритуалах. Фанг
(пангве), которые живут на материке, составляют примерно 80 % всего населения
Экваториальной Гвинеи и занимают все
значительные административные посты в стране. Для культуры фанг типично отсутствие
захоронения мёртвых в земле. Вместо этого они носят кости (черепа) высокопоставленных
лиц в так называемых биери. Эти цилиндрические ёмкости должны защищать людей
от злых духов, они играют важную роль в ритуалах посвящения.
|
На севере Камеруна, прежде всего на нагорье Адамауа, с XVIII в. начали селиться
фульбе. Этот народ скотоводов, относящийся к нилотской группе, кочевал от Сенегала
до Судана. По канонам своей
исламской верой эти стройные высокие люди в конце месяца поста - Рамадана, устраивают
свои красочные игры верхом на лошадях ("фантазиас"). |
Мужчины из народа хадзабе охотятся, используя отравленные стрелы. Яд, приготовляемый
из экстрактов трав, начинает действовать на животное примерно через 30 минут
после попадания в кровь. Как правило, охота проходит либо ранним утром, либо
ночью при свете луны. Из всех животных, хадзабе предпочитают мясо обезьяны,
так как считают его самым вкусным и сладким. Хадзабе живут в небольших каркасных
хижинах, крытых соломой, на временных стоянках. Как только на занимаемой ими
территории начинает ощущаться недостаток диких животных, мёда, трав и фруктов,
они мигрируют всем лагерем в другое место, строя новое временное поселение за
несколько часов. |
Африка - второй по величине континент земли, где сотни тысяч
лет назад появились первые люди. История Африки включает в себя рассказы о великих
империях и королевствах.
Около 6000 лет назад в долине Нила зародилась египетская цивилизация. В средние
века до Европы дошли сообщения о могущественных империях Гана и Мали, которые
позже дали свои названия современным африканским национальным государствам.
Войны и миграция привели к усложнению структуры народов. В некоторых случаях
коренные жители были изгнаны и вынуждены жить в труднодоступных районах. В других
случаях возникли общества, в которых отдельные общины выполняли различные функции,
выступая в качестве правителей, солдат, торговцев и ремесленников.
|