Туризм в России  
 

Центральная Африка
Ангола
Габон
Демократическая республика Конго
Камерун
Кения
Республика Конго
ЦАР
Чад
Экваториальная Гвинея
Южная Африка
Ботсвана
Зимбабве
Лесото
Малави
Мадакаскар
Мозамбик
Намибия
ЮАР
Восточная Африка
Бурунди
Замбия
Коморские острова
Маврикий
Руанда
Сейшельские острова
Танзания
Уганда
Эфиопия
Западная Азия
Кабо-Верде
Марокко
Нигерия
Сенегал
Северная Африка
Египет
Судан
Тунис
Города Африки
Каир
Марракеш
Абабде

Народы Африки > Абабде

Абабде

Абабде (абаба) - одна из подгрупп беджа в Судане. Это самый северный из народов беджа, проживающий на северо-востоке Судана и юго-востоке Египта между Нилом и Красным морем.

Абабде традиционно занимались скотоводством, кочуя группами от одной до двенадцати семей в поисках пастбищ для стад овец, коз или верблюдов.

Их традиционное жилище состоит из прямоугольных переносных хижин, сплетённых из козьей шерсти. Хотя племена беджа проживают в регионе уже более 4000 лет, абабде не проявляли себя как самостоятельная этническая группа до XVI века.

Абабде питаются в основном молочными продуктами, в частности верблюжьим молоком, а также мясом забитого скота и небольшим количеством зерна. Они выращивают сорго на грядках в вади; сажают сразу после ливневых дождей, но не ухаживают за урожаем до сбора урожая.

Абабде - мусульмане, но в их религиозной жизни все ещё присутствуют элементы доисламских обычаев. Однако за последние сорок лет абабде все больше приобщались к культуре арабского общества Египта.

Население Абабды превышает 250 000 человек. С Абабдой тесно связаны кирейджабы - сильно арабизированная группа беджа, которые занимаются рыболовством в Красном море.

    Язык

Сегодня практически все общины абабды говорят на арабском языке. Нет устной традиции говорить на каком-либо другом языке, что соответствует рассказам об арабском происхождении Абабды.

В исследовании, проведённом в 1996 году, Рудольф де Йонг обнаружил, что диалект арабского языка абабде очень похож на диалект народа шукрия в Судане, и пришёл к выводу, что он является продолжением северносуданского диалектного ареала.

Альфред фон Кремер в 1863 году сообщал, что абабде выработали воровской жаргон на арабской основе, понятный только им самим.

Абабде, возможно, говорили на диалекте беджа до появления арабского, но если это так, то сегодня ничего из этого диалекта не сохранилось. Джон Льюис Буркхардт сообщил, что в 1813 году абабде, жившие совместно с племенем бишари, говорили на языке беджа.

Альфред фон Кремер считал, что они являются носителями языка беджа, и местные люди свидетельствовали, что абабде говорят на двух языках - арабском, на котором они говорят с сильным акцентом. Он полагал, что абабде отказались от своего языка в пользу арабского из-за тесных контактов с другими арабоязычными племенами.

Шведский лингвист Герман Альмквист, писавший в 1881 году, отнес абабде к беджа и отметил, что большинство из них отказались от языка беджа, предположительно идентичного диалекту бишари, в пользу арабского, хотя "довольно многие" все ещё были способны понимать язык беджа и даже говорить на нем.

Туземцы из племени бишари рассказали ему, что в прошлом бишари и абабде были одним и тем же народом. Джозеф Руссеггер, посетивший страну около 1840 года, отметил, что абабде говорили на своём родном языке, хотя и добавил, что в нем было много примеси арабского. Он считал, что это язык "нубийских бедуинов", и подразумевал, что этот язык, а также обычаи и внешний вид абабде в целом похожи на язык бишари.

Путешественник Баярд Тейлор писал в 1856 году, что абабде говорит на языке, отличном от языка бишари, хотя он "вероятно, произошёл от того же исходного корня". Французский востоковед Эусеб де Саль в 1840 году, присутствовавший на беседе в Беджа между Абабдой и Бишари, пришел к выводу, что оба они достаточно хорошо понимали друг друга, но у абабде "определенно" был свой собственный язык. Врач Карл Бенджамин Клунцингер писал в 1878 году, что абабде всегда говорил по-арабски, общаясь с незнакомцами, избегая говорить на своём родном языке, который, по его мнению, был смесью арабского и беджа.

В 1820-х годах Эдуард Рюппель кратко заявил, что абабде говорят на своём собственном, по-видимому, неарабском языке. Аналогичное мнение высказал Пьер Тремо после своего путешествия по Судану в конце 1840-х годов. На рубеже XIX века, во время французской кампании в Египте и Сирии, инженер Дюбуа-Эме писал, что абабде понимали арабский, но все ещё говорили на своём собственном языке. Примерно в 1770 году шотландский путешественник Джеймс Брюс утверждал, что они говорили на языке "барабра" (нубийском).

    Происхождение

Существует очень мало доступных источников о происхождении абабде. Все западные источники сходятся во мнении, что абабде являются основным племенем народа беджа, который является древним кушитским народом. Беджа жили в Нубийской пустыне на территории Египта, Судана и некоторых районов Эфиопии с незапамятных времён и тесно связаны с древними египтянами. Это проявляется в их явном сходстве с сохранившимися изображениями древнего Египта.

Однако региональные и местные источники прослеживают происхождение нынешних абабде от Аравийского полуострова. Они ссылаются на Эль-Зобейра Ибн Эль-Аввама - двоюродного брата пророка Мухаммеда, как на предка народа, который распространился по Восточной пустыне и поселился между долиной Нила и Красным морем к югу от Кусейра, и от которого произошли нынешние абабде.

Это отличие отличает абабде от бишари - основным племенем беджа на юге египетской пустыни Нубия. Это различие носит как этнический, так и культурный характер. Абабде в большей степени арабо-семиты, чем кушиты; они говорят по-арабски, хотя в некоторой степени сохранили элементы языка и обычаев беджа, и они мусульмане-сунниты. Эти отличия противопоставляются бишари - их южным соседям, чьи черты лица более выражены как кушитские; они говорят на двух языках - бежа и арабском - и исповедуют ислам-суфизм.

Абабде - кочевой скотоводческий народ, культура которого всегда формировалась под влиянием окружающей среды и природы Восточной пустыни и Вади Эль-Джемаль. С незапамятных времён они пасли своих верблюдов и крупный рогатый скот в более плодородных долинах, а также ловили рыбу в море.

Опустынивание территории, на которой проживают абабде, началось около 5000 лет назад. До этого здесь текли реки, произрастали леса и обитали такие животные, как слоны, носороги и жирафы.

Археологические находки свидетельствуют о преемственности образа жизни его обитателей эпохи неолита вплоть до народов, живших здесь во времена арабского владычества. В древности абабде вступила в контакт и нашла работу с древними египтянами, греками и римлянами, которых привлекли в их район разработки богатых минералами рудников.

Ещё в 1300 году до нашей эры древние египтяне добывали в Восточной пустыне драгоценные металлы и камни - в первую очередь золото и изумруд.

В 275 году до н.э. Птолемей II основал портовый город Береника, чтобы импортировать слонов из Африки для использования в войнах. В римский период город превратился в крупный торговый центр. Кроме того, было построено множество дорог, соединяющих Беренику с городами долины Нила, расположенными далеко на севере, вплоть до современного Ашмуна (древнего города Антинополис, основанного Адрианом в 130 году н.э.).

Абабде, которые никогда не были завоёваны цивилизациями долины Нила и не ассимилировались с ними, а всегда жили в пустыне, часто служили шахтёрами и торговцами, охранниками при проведении земляных работ, а также в качестве следопытов и проводников по торговым караванным маршрутам в этом районе. Остатки этой деятельности свидетельствуют о том периоде и по сей день. Наиболее известны храм Сукайт, римские изумрудные копи, а также участки древних римских дорог.

В 15 веке абабде были поглощены исламом в результате смешанных браков и торговых отношений с прибывшими мусульманскими арабскими племенами. В этот период Абабде наиболее часто сопровождала паломников из долины Нила в порт Айдхаб - древний порт, расположенный в современном Халаибе, откуда паломники отправлялись в Джидду по пути в Мекку.