Туризм в России  
 

Центральная Африка
Ангола
Габон
Демократическая республика Конго
Камерун
Кения
Республика Конго
ЦАР
Чад
Экваториальная Гвинея
Южная Африка
Ботсвана
Зимбабве
Лесото
Малави
Мадакаскар
Мозамбик
Намибия
ЮАР
Восточная Африка
Бурунди
Замбия
Коморские острова
Маврикий
Руанда
Сейшельские острова
Танзания
Уганда
Эфиопия
Западная Азия
Кабо-Верде
Марокко
Нигерия
Сенегал
Северная Африка
Египет
Судан
Тунис
Города Африки
Каир
Марракеш
Кушиты

Народы Африки > Кушиты

Кушиты

Кушиты - народы эфиопской расы в северо-восточной Африке, которые пришли в Восточную Африку в одно время с народом банту, остались кочевниками или стали вести оседлый образ жизни как крестьяне или скотоводы. Примерно 3 % всех кенийцев - кушиты, территория проживания которых на севере и северо-востоке охватывает более трети площади Кении.

Отношения между древним Египтом и царством Куш - регионом, расположенным на территории современного Северного Судана, представляют собой один из самых интригующих аспектов истории Африки. Эти связи, длящиеся несколько тысячелетий, оказали глубокое влияние на цивилизацию кушитов в различных областях, включая религию, архитектуру и искусство. Взаимодействие между этими двумя древними державами было не просто односторонним; скорее, это был динамичный взаимообмен, который сформировал культурные ландшафты обеих цивилизаций.

Взаимодействие между Египтом и Кушем восходит к Древнему Египетскому царству (около 2686-2181 гг. до н.э.), когда торговые и военные кампании привели к соприкосновению двух регионов. Период Среднего царства (около 2055-1650 гг. до н.э.) ознаменовался усилением египетского влияния на Куш, что привело к созданию египетских крепостей на кушитской территории. Этот период прямого контроля и влияния сыграл ключевую роль в передаче кушитам египетской культуры.

Нубия была потеряна для Древнего Египта около 1080 года до н.э. после гражданской войны между её наместником (носившим титул "Сын царя Куша") и связанным с Ливией верховным жрецом Амона в Фивах. Более поздние, частично египтизированные цари Куша переняли многие атрибуты египетского царствования и были фанатично преданы египетской религии.

История

Расцвет египетского влияния на Куш приходится на период правления 25-й династии (около 747-656 гг. до н.э.), когда кушитские правители, известные как «Чёрные фараоны», завоевали Египет и правили им. Этот период ознаменовался возрождением традиционного египетского искусства и архитектуры под патронажем кушитов, что символизирует культурное возрождение. Кушитские фараоны не только восприняли египетские традиции, но и сыграли свою роль в их возрождении и сохранении.

Когда ливийский фараон Тефнахт в 730 году до нашей эры попытался распространить свой контроль на Южный Египет, которым до тех пор правили жрецы Амона - вассалы Куша, кушитский царь Пийе отправил армию кушитов вниз по Нилу, чтобы вернуть пришедших в упадок северян к благочестию, разбил их объединённые армии и стал фараоном Верхнего Египта.

Его преемник Шабака покончил с сопротивлением египтян в 712 году и распространил правление династии на весь Египет. Последовала серия войн с Ассирией за контроль над Сирией, в результате которых кушиты потерпели поражение, были изгнаны из Египта в 664 году до н.э., но продолжали править в Судане, перенеся свою столицу на юг в Мероэ около 593 года до н.э., основав одноимённое королевство.

На ассирийских изображениях кушитских войск изображены колесницы, лучники и копейщики, вооружённые двумя копьями и небольшими круглыми щитами. Несколько пехотинцев в доспехах, вероятно, являются офицерами. На памятниках нубийских царств изображено большое количество осёдланных лошадей. Полный переход на колесницы, запряжённые четырьмя лошадьми и вооружённые тремя воинами, был завершён к 673 году до нашей эры.

В Нубии, после падения египетского владычества в конце Двадцатой династии, также, должно быть, велись внутренние военные действия. И снова в течение некоторого времени они не были задокументированы, и первое указание на гражданскую войну было найдено в чрезвычайно сложной надписи Карималы, высеченной в храме в Семне у второго порога. Гражданская война, должно быть, сыграла значительную роль в формировании нового кушитского государства, возникшего примерно к 750 году до н.э. Под властью Кашты (ок. 750-736 до н. э.) кушитская армия стала достаточно многочисленной и хорошо вооружённой, чтобы вторгнуться в Египет, взять под контроль Фивы и оставить там гарнизон.

Опять же, военные действия в самом Египте подразумеваются, но реакция преемника Кашты Пийе (ок. 736-712 гг. до н. э.), экспансия ливийской династии Тефнахт на юг Древнего Египта подробно описана в тексте очень длинной надписи, известной как “Стела победы”. В ней подробно описывается ход кампании Пийе против коалиции северных правителей во главе с Тефнахтом. Есть упоминания о стычках на берегах Нила, осадах крепостей, осадных машинах, штурмовых башнях и лестницах.

Религия

Религия была важным аспектом египетского влияния на Куш. Кушиты приняли многих египетских божеств, в первую очередь Амона. Кушитская интерпретация египетских богов часто включала в себя объединение их с местными божествами, создавая уникальную религиозную смесь, которая подчёркивала как египетские, так и местные особенности. Храм Амона в Джебель-Баркале - святое место как для египтян, так и для кушитов - является свидетельством этого религиозного синтеза. Кушитская интерпретация египетских богов часто включала в себя объединение их с местными божествами, создавая уникальную религиозную смесь, которая подчёркивала как египетские, так и местные особенности.

Более того, практика строительства пирамид для царских захоронений на этом месте в Куше, явно заимствованная из Египта, была адаптирована к местным обычаям и стилю. Нубийские пирамиды - меньшие по размеру и более крутые, чем их египетские аналоги - отражают эту адаптацию.

Искусство

Египетское архитектурное влияние наиболее заметно в грандиозных сооружениях, которыми усеян кушитский ландшафт. Это влияние проявляется в использовании египетских мотивов, дизайне колонн и планировке храмов. Строительство храмов, дворцов и пирамид в Куше велось в соответствии с египетскими архитектурными стилями, но также включало в себя различные местные элементы, демонстрируя скорее слияние, чем простое подражание.

Кушитское искусство, на которое оказали сильное влияние египетские стили, особенно в период Нового царства (около 1550-1070 гг. до н.э.), является яркой иллюстрацией культурного обмена. Египетские художественные традиции, такие как изображение фигур в профиль и использование иероглифов, были широко распространены в кушитском искусстве. Однако кушитские ремесленники привнесли в эти элементы местный колорит, что проявляется в изображении лиц и одежды кушитов в искусстве и скульптурах.

Культурный обмен между Египтом и Кушем был динамичным и сложным процессом, который выходил за рамки простого подражания. Кушиты переняли и адаптировали египетские религиозные, архитектурные и художественные элементы, создав особую культуру, которая созвучна египетским влияниям, но при этом сохранила свой уникальный характер. Это взаимодействие подчёркивает взаимосвязь древних цивилизаций и важность межкультурных влияний в формировании исторического повествования о цивилизациях долины Нила.

Кушитские войны

Фундаментальной основой кушитского правления была военная мощь. Тесные связи между царём и его армией очевидны на протяжении всего периода правления 25-й династии. Преданность войск повелителю постоянно подчёркивается в тексте на его триумфальной стеле Пийе, а физическая доблесть и военная подготовка считались важными как для самих правителей, так и для их солдат. В частности, молодой Тахарку лично присутствовал при битве при Эльтеке (701 год до н.э.), а стела из Дахшура повествует о подробностях изнурительных военных учений, организованных тем же царём в пустыне между Мемфисом и Файюмом.

Однако, несмотря на мощь своих вооружённых сил, кушитские цари, возможно, чувствовали себя не в состоянии справиться с задачей контроля как над родным Кушем, так и над объединённым Египтом. Возможно, это повлияло на их терпимое отношение к децентрализованной администрации в Египте, поскольку княжества, которые пользовались почти автономией при ливийских фараонах, сохраняли свою индивидуальность на протяжении всего правления кушитов.

Свидетельства “Стелы победы” из Пийе указывают на стиль ведения военных действий, типичный для позднего бронзового века, но в Западной Азии в то время произошли изменения в армии, вооружении и способах ведения войны, привнесённые главной державой - Ассирией.

У ассирийцев было железное оружие, хотя на данном этапе оно, возможно, не было решающим фактором в их победах. Более важным, возможно, было появление и разведение крупных пород лошадей, что привело к гораздо более широкому использованию кавалерии и сокращению использования колесниц. Ассирийцы использовали тяжёлую колесницу, а не быстрое лёгкое транспортное средство позднего бронзового века. У них также были сложные осадные машины и штурмовые башни, которые они использовали с большим успехом и которые изображены в сценах их кампаний в Палестине.

Утвердившись в качестве основных держав власти в Египте, кушиты при преемниках Пийе, Шабако, Шебитко и Тахарке, начали оказывать поддержку правителям Палестины и Леванта в их стремлении к независимости от ассирийцев. Первый крупный конфликт произошёл в битве при Эльтеке (701 г. до н.э.), в которой египетско-кушитская армия была вынуждена отступить. Последующие действия, по-видимому, были более успешными, но привели к вторжению ассирийцев в Египет.

Битва 701 года до н.э. между египетско-кушитской и ассирийской армиями описана в Анналах Сеннахериба и библейской летописи. Эльтеке (ассирийское: Альтаку), вероятно, следует отождествлять с Телль-эш-Шаллафом, расположенным в 15 километрах к югу от Иоппии. Ассирийская армия двигалась на юг, к Экрону, захватив Иоппию, где она столкнулись с египетской армией, посланной Шабако и наступавшей из Газы. В библейских источниках говорится, что Тахарко возглавлял египетскую армию, хотя он не был правителем как фараон и, вероятно, был слишком молод, чтобы принимать в ней участие. Египтяне потерпели поражение и отступили в Газу, чтобы перегруппироваться.

Это сражение было одним из сражений во время кампании Сеннахирима против Иудеи, которая также включала осаду Лахиша и Иерусалима.

Ишхупри (671 год до н. э.) - место битвы между вторгшимися армиями Асархаддона, царя Ассирии, и египетско-кушитскими войсками под командованием Тахарка. Об этой битве упоминается только в ассирийских летописях, где говорится, что Ишхупри находится где-то в Восточной дельте Нила. Возможно, его можно отождествить точкой на Пелусийском рукаве Нила недалеко от Факуса.

Правители

Положение кушитов осложнилось политическими махинациями ливийских династий, одной из которых - Псамтику - в конечном счёте удалось объединить весь Египет под своей властью, вынудив последнего кушитского фараона Танветамани покинуть Фивы и Верхний Египет (656 г. до н. э.).

Он правил Египтом и Нубией (современный Судан) с 750 года до н.э. до своей смерти. Он был сыном нубийского правителя Кашты и царицы Пебатмы. Пианхи вторгся в Египет в ответ на просьбы кушитов, страдавших от правления Тефнахте Саисского из Двадцать четвертой династии (724-717 гг. до н.э.). Пианхи оправдывал свою военную кампанию желанием восстановить веру в бога Амона. Великий храм Амона в Напате сохранял традиционные принципы и ритуалы культа, но египтяне, по-видимому, стали постепенно отходить от веры.

Пианхи отправил армию в Египет. Стела победы в храме Амона в Напате, воспроизведённая на других крупных египетских памятниках, повествует о военных кампаниях, проведённых от его имени. Его армия столкнулась с коалицией египетских войск во главе с Тефнахте из Саиса. Другими военачальниками, объединившимися с Тефнахте, были Осоркон IV из Таниса, Пефтьяуабаст из Гераклеополя, Нимлот из Гермополя и Юпут из Леонтополиса. Они двинулись на Гераклеополис и потерпели поражение в битве с Пианхи.

Тефнахте бежал, но был взят в плен, когда нубийцы двинулись на север. Пианхи дал два морских сражения, чтобы разгромить Тефнахте в дельте Нила, и все местные правители сдались. Вскоре после этого Пианхи вернулся в Фивы, чтобы отпраздновать праздник Амона. Он пробыл там несколько месяцев, а затем вернулся в Напату.

Пианхи женился на Пекассатер - дочери нубийского царя Алары. Во время пребывания в Фивах с ним жила сестра Аменирдис - удочерённая Шепенвепет в качестве жены бога Амона (или Божественной обожательницы Амона).

В конце правления Пианхи нубийцы правили почти всем Египтом. Его династия привела к возрождению искусств в Египте и поддерживала активную оборону страны. Пианхи умер в Напате и был похоронен в королевском некрополе Эль-Курру. Вокруг его могилы были сооружены погребальные камеры для любимых лошадей правителя.

Шабака сменил своего брата Пианхи на посту правителя нубийского царства Куш на территории современного северного Судана. В то время народы Средиземноморья называли всех чернокожих к югу от Египта “эфиопами”, и это название стало ассоциироваться с египетской династией нубийских царей. Однако Шабака и его преемники не имели никакого отношения к современной Эфиопии.

Пианхи подчинил себе Нижний Египет за 10 лет до прихода Шабаки к власти, но не смог создать там постоянную администрацию. Таким образом, Шабаке пришлось полностью заново отвоёвывать Нижний Египет. Несмотря на то, что Шабака, в отличие от Пианхи, установил эффективное управление всем Египтом, Пианхи оставил больше следов в истории, поскольку от него сохранились гораздо более подробные письменные описания правления.

Во время правления Шабаки Египет пережил прелюдию к ассирийскому завоеванию. Шабака осознавал серьёзную опасность растущего могущества ассирийцев к северо-востоку от Египта и попытался поднять восстание в Сирии и Палестине, чтобы создать буферные государства. Эта попытка провалилась, когда ассирийцы подавили восстания, и Ассирия и Египет оказались на грани серьёзной конфронтации. Однако неясно, действительно ли в это время происходили какие-либо битвы. Шабаку часто отождествляют с ветхозаветным “Таким”, который сражался с ассирийцами, но это отождествление весьма шаткое.

Оставшаяся часть правления Шабаки, по-видимому, была мирной. Он основал свою столицу в Фивах в Среднем Египте и способствовал развитию жречества и религиозной архитектуры. Он восстановил древний храм в Фивах и завершил большую часть ремонтных работ в храмах по всему Верхнему и Нижнему Египту. Согласно Геродоту, он отменил смертную казнь.

Около 696 года ему наследовал его племянник Шебитку. Угроза нападения ассирийцев все ещё висела над царством, поэтому Шабатака также посадил на трон своего младшего брата Тахарку в качестве соправителя, как это обычно делалось на протяжении всей истории Египта, чтобы обеспечить формирование сильного руководства.

После того, как Шебитку умер 5 лет спустя, Тахарка стал единоличным правителем, но в конце концов ассирийцы изгнали его из Нижнего Египта, и 25-й династии пришёл конец. Однако потомки Шабаки продолжали править Кушем ещё тысячу лет, в то время как Египет продолжал приходить в упадок под натиском иностранных завоевателей.

Тахарка (умер в 664 году до н.э.) - правитель Двадцать пятой династии кушитов. Он правил с 690 года до н.э., пока не был вынужден покинуть Египет. Он был сыном Пианхи и двоюродным братом Шебитку, которому наследовал. Его мать Абар приехала из Нубии (современный Судан), чтобы благословить на брак с царицей Амон-Дьекхет. У них было двое сыновей: Несишутеф-нут, который стал вторым пророком Амона, и Ушанахуру, которому не повезло. Дочь Тахарки - Аменирдис - была удочерена Шепенвепет и провозглашена женой бога Амона в Фивах.

В 674 году до нашей эры Тахарка во главе кушитской армии встретился в Ашкелоне с армией ассирийского царя Эссархаддона, разгромил врага и воздвиг стелу в честь победы. Он также много строил: в частности, храмы Амона и Монту в Карнаке, а также в МединетХабе и Мемфисе. Один из его храмов в Карнаке был возведён между священным озером и внешней стеной. Он также построил два колоссальных урея в Луксоре и небольшое святилище Амона у третьего порога Нила.

В 680 году до н. э. Эссархаддон вновь напал на Египет и захватил столицу Мемфис и царский двор. Тахарка бежал на юг, оставив царицу Амон-Дайекхет и принца Ушанахуру сражаться с врагом. Они были взяты в плен Эссархаддоном и отправлены в Ниневию в Ассирии в качестве рабов. Два года спустя Тахарка выступил с армией, чтобы вернуть Египет, но Эссархаддон умер до того, как они встретились. Вернувшись, Тахарка уничтожил ассирийский гарнизон в Египте. Ашшурбанипал - преемник Эссархаддона - нанёс поражение Тахарке.

Положение Тахарки в Египте осложнялось корыстолюбием ливийских династий дельты Нила, которые постоянно меняли свою лояльность. Главным антикушитским и проассирийским правителем был Некау I из Сау, хотя даже он присоединился к другим египтянам в восстании против Ашшурбанипала. Подробности конфликта между Тахаркой и ассирийцами задокументированы в официальных ассирийских надписях, включая высеченную в скале стелу в Нахр-эль-Кельбе и записи о предзнаменованиях, отвечающих на молитвы, обращённые к богу солнца Шамашу.

Хотя принято считать, что ассирийская армия была лучше оснащена и обучена, чем египетская, Тахарка проявил замечательные способности в сборе новобранцев и добился определенных успехов в открытом бою. Внутренние политические интриги правителей Нижнего Нила и Западной Азии сыграли значительную роль в успехах и неудачах обеих сторон.

Танутамун - двоюродный брат Тахарки - был назначен соправителем и преемником, и Тахарка вернулся в Нубию. Он был похоронен в Нури в Нубии. Его пирамидальная гробница была небольшой, но состояла из трёх камер.