Народы Африки
> Хадзабе
Племя хадзабе
В самом сердце Танзании, в Восточной Африке, находится замечательный пример
человеческой истории и культуры, сохранившихся в современную эпоху: народ хадза,
иногда известный как хадзабе. Племя хадзабе, насчитывающее от 1000 до 1500 особей,
является одним из последних сохранившихся в мире племён, ведущих традиционный
образ жизни охотников и собирателей, что даёт представление о том, как жили
наши предки десятки тысяч лет назад.
Племя хадзабе проживает недалеко от озера Эйяси в центральной Рифтовой долине
и на соседнем плато Серенгети. Они населяли эти районы на протяжении тысячелетий
- в основном изолированные от внешнего мира и влияния современного общества.
Примечательно, что хадзабе сохранили непосредственную связь с окружающей средой,
живя в гармонии с землёй и временами года.
Об их рациональном образе жизни свидетельствует то, что они питаются в основном
фруктами, клубнями, мёдом и мясом, добытым на охоте. Хадзабе известны своими
навыками сбора мёда и часто взбираются на большие высоты, чтобы добраться до
ульев. Охота в основном ведётся с использованием луков и стрел, изготовленных
из материалов, доступных в их естественной среде обитания.
Язык хадза - это уникальный язык кликов, содержащий редкие звуки, которых
нет в большинстве других языков. Этот аспект их культуры является средством
общения и богатым хранилищем их истории и традиций. Хотя их язык традиционно
относят к койсанским языкам, главным образом потому, что в нём есть щелчки,
он, по-видимому, является изолированным, не связанным ни с какими другими языками.
Будучи потомками коренных танзанийских охотников и собирателей, хадзабе, вероятно,
населяли свою нынешнюю территорию на протяжении тысячелетий, при этом их основной
образ жизни претерпел относительно незначительные изменения только за последние
сто лет.
Их социальная структура эгалитарна, в ней нет определенных лидеров или иерархии.
Решения принимаются коллективно, а ресурсы распределяются между всеми участниками.
Такая социальная структура способствует формированию сильного чувства общности
и взаимной поддержки, необходимых для выживания.
Мужчины из народа хадзабе охотятся, используя отравленные стрелы. Яд, приготовляемый
из экстрактов трав, начинает действовать на животное примерно через 30 минут
после попадания в кровь. Как правило, охота проходит либо ранним утром, либо
ночью при свете луны. Из всех животных, хадзабе предпочитают мясо обезьяны,
так как считают его самым вкусным и сладким.
Хадзабе живут в небольших каркасных хижинах, крытых соломой, на временных стоянках.
Как только на занимаемой ими территории начинает ощущаться недостаток диких
животных, мёда, трав и фруктов, они мигрируют всем лагерем в другое место, строя
новое временное поселение за несколько часов.
Мужнина хадзабе обучает мальчиков искусству охоты на дикого зверя. Кроме умения
далеко и метко стрелять будущие охотники должны овладеть секретами привлечения
животных на расстояние полёта стрелы.
В свой рацион питания хадзабе включают различные травы и коренья. Особую страсть
этот народ питает к мёду.
При помощи трения двух палочек хадзабе умело разжигают огонь за несколько минут.
Мужчины из одного лагеря отдыхают в полдень под акацией, ожидая, когда женщины
закончат готовить пищу. Старейшина (на переднем плане) пьёт традиционный прохладительный
напиток- смесь мёда и фруктов. Маленькая девочка из народа хадзабе учится размельчать
плоды баобабов, повторяя движения взрослых женщин.
Начиная с 18-го века, хадза все чаще вступали в контакт с земледельцами и скотоводами,
населявшими Хадзаленд и его окрестности; эти контакты часто носили враждебный
характер и привели к сокращению численности населения в конце 19-го века.
Несмотря на свою жизнестойкость, хадзабе сталкиваются с серьёзными проблемами.
Захват сельскохозяйственных земель, изменение климата и соблазн модернизации
угрожают их традиционному образу жизни. По мере того, как молодые поколения
вступают в контакт с внешним миром, существует риск того, что их уникальная
культура и язык могут исчезнуть.
Предпринимаются постоянные усилия по защите их прав на землю и образа жизни.
Организации и исследователи работают над тем, чтобы хадза могли продолжать свои
традиционные обычаи и в то же время находить баланс с наступающим современным
миром.
Народ хадза представляет собой неотъемлемую часть человеческой истории и культурного
разнообразия. Племя напоминает нам о нашей глубокой связи с природой и важности
сохранения традиционного образа жизни. Поскольку мир продолжает стремительно
меняться, история народа хадзабе является свидетельством стойкости и жизнестойкости
человеческих культур в гармонии с миром природы.
Их существование заставляет нас задуматься о нашем образе жизни и влиянии,
которое мы оказываем на окружающую среду. Изучая и уважая хадза, мы чтим их
наследие и получаем представление об устойчивом образе жизни и ценности поддержания
тесной связи с окружающей средой.
Ближе всего к цивилизации народ хадзабе живет на озере Эяси. Отель Karatu
Lodge находится примерно в 45 минутах езды на автомобиле и в 3 часах езды по
дороге от Аруши.
Хадза ведут очень традиционный образ жизни и являются относительно изолированным
племенем. Мы рекомендуем посетить их в рамках экскурсии с гидом.
|