Туризм в России  
 

Центральная Африка
Ангола
Габон
Демократическая республика Конго
Камерун
Кения
Республика Конго
ЦАР
Чад
Экваториальная Гвинея
Южная Африка
Ботсвана
Зимбабве
Лесото
Малави
Мадакаскар
Мозамбик
Намибия
ЮАР
Восточная Африка
Бурунди
Замбия
Коморские острова
Маврикий
Руанда
Сейшельские острова
Танзания
Уганда
Эфиопия
Западная Азия
Кабо-Верде
Марокко
Нигерия
Сенегал
Северная Африка
Египет
Судан
Тунис
Города Африки
Каир
Марракеш
Народ фанг

Народы Африки > Фанг

Народ фанг

Народ фанг (пангве) живёт на материке и составляет примерно 80 % всего населения Экваториальной Гвинеи, занимая все значительные административные посты в стране.

Народ фанг живёт на юге Камеруна. Ранее считалось, что являясь частью сложной миграционной схемы бети-пахуин, народ фанг мигрировал на территорию современного Камеруна из района Азанде в Судане. Однако устные истории и легенды фангов рассказывают об ужасных битвах, в которых их предки сражались с воинами, одетыми в длинные одежды и ездившими верхом на лошадях. Легенды гласят, что фанги были изгнаны со своих прежних территорий красными великанами; спасаясь от преследователей, фанги добрались до реки, которую не смогли пересечь, но огромная змея своим телом образовала арку, и семья за семьёй могли перебираться на другой берег. Но женщина убила змею, и не все воины смогли переправиться через реку.

Устная мифология фангов, по-видимому, правдива! Современные исторические данные, основанные на лингвистических и археологических данных, показывают, что народ фанг, включая более крупную группу пахуинов, возник в лесах к югу от реки Санага в Камеруне, недалеко от их нынешней территории. В какой-то момент они пересекли Санагу и двинулись на север, пока не достигли верховьев реки Кадей. Вскоре на новом месте фанги подверглись нападению со стороны народа вуте или мбум, и бежали дальше на север на восточное плато Адамава.

Однако племена бети-пахуин недолго оставались там. Их миграция совпала с джихадом и завоеваниями племени фульбе Усманом Дан Фодио и его помощником Модибо Адамой в начале 19 века. Под давлением мусульман фульбе-вуте снова вторглись на земли бети-пахуинов, и бети-пахуины были вынуждены снова переселиться. Они двинулись на юг и запад несколькими волнами. В первую группу входили булу и фанг, которые разделились где-то недалеко от современного города Эболова.

Булу следовали вдоль реки Ньонг на запад, в то время как фанги свернули на юг и, следуя по долине реки Джа, достигли самых южных территорий современного Камеруна, а также Габона и Экваториальной Гвинеи. Затем нтуму и мвае (подгруппы фангов) переселились на территорию современного Габона. Бети, включая эвондо, последней миграционной волной двинулись на юг и поселились к северу от своих родственников булу и фангов.

Во время этой миграции фанги, которые исторически были воинственным народом, без проблем доминировали над племенами, встречавшимися вблизи побережья. Они были особенно свирепыми воинами и даже приобрели репутацию каннибалов, которую охотно поддерживали, поскольку это могло помешать чужакам вступать в нежелательный контакт из страха.

До прибытия фангов в Габон мпонгве (говорящие на мьенском языке) были эксклюзивными торговыми партнёрами европейцев. Первое упоминание о фангах в Габоне было сделано путешественником и историком Т.Э. Боудичем в 1819 году. Первый контакт фангов с европейцами описывает Уилсон (1843) в своём описании страны близ устья Габона, опубликованном в "Миссионерском вестнике". В 1844 году фанги постепенно поселились в устье реки, а с 1866 года двинулись на юг к реке Огуэ.

Прибытие фангов на их новую территорию коренным образом изменило демографический и языковой ландшафт. Ранее обосновавшиеся там этнические группы - келе, кота и другие - покинули свою исконную территорию, насильственно вытесненные воинственными фангами.

Народы осьеба или макина (шива), которые до прихода фангов занимали гораздо большую территорию, но решили остаться, подверглись постепенной культурной и языковой ассимиляции. В то время в регионе доминировала французская торговля, и было ясно, что фангов привлекла перспектива прямой торговли с европейцами, а не зависимость от прибрежных посредников. Их сложная имперская история была отмечена принудительным трудом на крупных фермах и периодами насилия.

До появления огнестрельного оружия фанги охотились, используя арбалеты, мачете, копья, стрелы с железными наконечниками. Объектом охоты были лесные буйволы, антилопы, шимпанзе, гориллы и слоны. Одним из самых любимых блюд фангов являются лягушки-голиафы (Conraua goliath) - самые крупные из ныне живущих лягушек в мире (длина тела 30 см, вес 3 кг). Прибрежные фанги также ловят рыбу в море со своих утлых каноэ, а морские черепахи считаются изысканным блюдом.

В деревнях, где ведётся натуральное хозяйство, мужчины занимаются охотой и разведением домашнего скота, в то время как женщины проводят большую часть своего времени, ухаживая за урожаем. В городах многие мужчины идут на государственную службу и в вооружённые силы, а женщины занимают административные должности.

    Социальное устройство

Некоторые деревни фангов объединятся в кланы. Мужчина-лидер из каждой деревни входит в состав комитета нгил - главного управляющего органа кланом, который обладает судебной, политической и религиозной властью.

Исторически сложилось так, что клан ссанги обладает огромной властью. Это объединение деревень, происходящих от общего предка. Первый президент Экваториальной Гвинеи Франсиско Масиас Нгема был членом этого клана.

В обществе преобладает патрилинейный подход, когда власть передаётся по мужской линии. Молодые холостяки по-прежнему живут в деревне отца, но по достижении совершеннолетия они должны жениться за пределами деревни и построить новую хижину с невестой в непосредственной близости от хижины отца.

Воины часто носили головные повязки с декоративным выступом надо лбом. Во время церемоний глава деревни-мужчина носил так называемый костюм “нгил”. Вождь был наделён судебными и политическими полномочиями. Главным элементом костюма нгил была большая маска, натянутая вертикально. Маска была символом возмездия и должна была вселять страх в колдунов или преступников, которые, возможно, пытались причинить вред деревне. Их часто красили в белый цвет, чтобы выразить силу духов умерших.

Женщинам не разрешалось становиться вождём деревень или кланов, и поэтому им запрещалось носить костюмы нгиль. Им также запрещалось надевать головные уборы воинов.

    Религия

Народ Фанг исповедовал одну из форм монотеизма с сильным акцентом на культ предков. Фанги верят в существование могущественного и вечного бога Меби'э, который сотворил мир и всех живых существ, но, испытывая отвращение к злу своего творения, он притворился, что ничего не знает о мире, и оставил править Ндзаме - общего отца и предка всех кланов весь мир.

Чтобы добиться посредничества высших сил в решении повседневных жизненных проблем, фанги практикуют культ предков. Предки считаются духовными наставниками и оказывают большое влияние на жизнь будущих поколений. Они также устанавливают моральные стандарты для сообщества фангов, и считается, что предки могут общаться со своими потомками посредством снов и видений. Хотя почитаемые предки могут быть как мужчинами, так и женщинами, предки мужского пола более почитаемы из-за патрилинейной структуры общества фанг.

Для культуры фанг типично отсутствие захоронения мёртвых в земле. Вместо этого они носят кости (черепа) высокопоставленных лиц в так называемых бири. Народ фанг исповедует культ, посвящённый предкам, целью которого является как защита от умерших, так и привлечение их помощи в повседневных делах. Бири - это ящик из древесной коры, в котором хранили кости важного человека и поверх которого помещали статуэтку, олицетворяющую его дух. Эти цилиндрические ёмкости должны защищать людей от злых духов, они играют важную роль в ритуалах посвящения. Статуэтка и маски, используемые во время ритуальных танцев, представляли собой произведения искусства фангов.

Реликвии представляли собой, в основном, фрагменты черепов, а иногда и целые черепа, челюстные кости, зубы и мелкие косточки. Бири также служили для проведения терапевтических ритуалов и, прежде всего, для инициации молодых мужчин во время великого фестиваля.

Этот семейный культ не монополизирует религиозную сферу фангов, поскольку он сосуществует с другими верованиями и ритуалами более коллективного характера. Именно бири (скульптура предков) наиболее очевидно послужила толчком к созданию замечательной деревянной скульптуры.

Фанги начали ассимилировать аспекты христианства и бири в гибридную религию - бвити. Многие христианские миссионеры ошибочно приняли статуэтки-реликварии за ложно почитаемых идолов и попытались уничтожить их. Миссионеры не понимали, что фанги верили в то, что их маски и статуэтки не обладают врождённой силой. Вместо этого эти фигурки выступали в качестве важных посредников между предками и живыми людьми.

С бири фанги советовались, когда деревня меняла местоположение, когда сажали новый урожай, во время дружеских бесед или перед походом на охоту, рыбалку или на войну. Но если отделить скульптурный объект от ларца-реликвария, терял свою сакральную ценность и мог быть уничтожен.

Ритуал состоял из молитв, возлияний и жертвоприношений предку, чей череп каждый раз натирали порошком и краской. Обладая крупной головой, длинным туловищем и короткими конечностями, фан бири имели пропорции новорождённого, что подчёркивало преемственность этой группы со своим предком и тремя классами общества: "ещё не родившимися", живыми и мёртвыми.

    Искусство

Скульптуры фангов можно разделить на три основные группы: головы на длинных шеях, полуфигуры и полные фигуры, стоящие или сидящие. Выполненные с большой простотой, они в то же время демонстрируют высокую степень изощрённости в сочетании выпуклых форм. Шея часто имеет массивную цилиндрическую форму. Руки могут располагаться в различных положениях: ладони сложены перед туловищем (иногда они держат какой-либо предмет); прижаты к груди или прижаты к ней; кисти рук покоятся на коленях у сидящих фигур. Пупок часто имеет выпуклую цилиндрическую форму. Ноги короткие, низкорослые.

Обычно у статуэток выпуклый, широкий лоб, а брови часто образуют дуги вместе с носом. Глаза часто сделаны из металлических круглых пластинок.

Головки статуэток выполнены в абстрактном стиле с акцентом на геометрические формы и покрыты чёрной патиной. Некоторые из них, похоже, «плачут» - это полоски смолы, изготовленные из смеси пальмового масла и других масел из семян. Головы статуэток связаны с благосостоянием и социальной властью владельца.

Эти статуэтки можно прикрепить к деревянному ящику-реликварию. Кости и черепа умерших лидеров хранятся в цилиндрических коробках, украшенных деревянными фигурками. Считается, что эти кости обладают особой силой, которая защищает благополучие общины. Кости всегда находятся в распоряжении семьи умершего вождя и скрыты от глаз непосвящённых и женщин.

По всему Габону эти фигурки служат талисманами или хранителями, защищающими останки предков. Фигурки-реликварии отличаются друг от друга по стилю, но наиболее распространёнными характеристиками являются:

  • короткие, округлые части тела
  • длинное туловище
  • большая голова
  • выпуклый лоб
  • вогнутое лицо.

Не менее завораживают маски фангов с богатой резьбой, которые носят во время ритуальных танцев. Особенно выразительны черно-белые со строгими геометрическими узорами маски тайного союза "нгил" (горилла), которые вдохновляли художников-экспрессионистов.

Маски носили мужчины "нгил" во время посвящения новых членов и суда над правонарушителями. Участники маскарада, одетые в костюмы из рафии и сопровождаемые помощниками, появлялись в деревне с наступлением темноты, освещённые светом факелов. Маски фангов, подобные тем, что носят странствующие трубадуры, а также для охоты и наказания колдунов, выкрашены в белый цвет, а черты лица обведены чёрным.

Типичными являются большие удлинённые маски, покрытые каолином, на которых изображено лицо, обычно в форме сердца, с длинным тонким носом. По-видимому, это было связано с умершими и предками, поскольку цвет масок - белый.

Танцевальное общество нгонтанг использует белые маски - иногда в виде четырёхгранного шлема-маски с выпуклым лбом и бровями в форме сердечек. Маска нгонтанг символизирует «молодую белую девушку» или красную антилопу; у этих масок были длинные рога.

Фанги вырезают из дерева специальные ложки, которые используются для приготовления магически охраняемой пищи в рамках традиционных обрядов посвящения. Ложка каждого мужчины - тщательно охраняемая вещь, которую он носит с собой в заплечной сумке, когда путешествует, и которую кладут к нему на могилу после смерти.

Музыкальные инструменты, такие как арфа, на концах которой были вылеплены прекрасные статуэтки, позволяли общаться с потусторонним миром. Кузнечные меха, многие из которых были довольно красивыми, были вылеплены в форме фигур; есть также небольшие металлические диски с изображениями голов, называемые “паспортными масками”, которые фанги прикреплял к своим рукам.

Произведения искусства народа фанг, особенно из дерева, железа и стеатита, известны во всем регионе. Их деревянные маски и резные фигурки идолов выставлены во многих музеях мира.

    Татуировки

Фанги практикуют два вида татуировок: рельефные татуировки (мамвам), которые представляли собой форму пигментированного шрамирования, и плоские татуировки (мевале), которые наносятся на кожу инструментом, похожим на гребень.

В 1950-х годах выдающийся каталонский приматолог Хорди Сабатер Пи (1922-2009) начал документировать практику нанесения татуировок у фангов, что впоследствии привело к созданию прекрасно иллюстрированной работы, соавтором и оформителем которой стал его сын Ориоль в 1992 году.

В начале 1950-х годов татуировка фангов уже была в упадке, и Сабатер сумел зарисовать и сохранить множество древних рисунков, которые можно было увидеть только на лицах и телах старых людей. Его достижения в области боди-арта остаются беспрецедентными, потому что учёный был свидетелем последнего поколения татуировщиков, которых сегодня уже нет в живых.

Сабатер писал, что фанги, которые, вероятно, были родом из бескрайних саванн севера, рассматривали густые леса Экваториальной Гвинеи как таинственное место, “полное опасностей и временное пристанище добрых или злых духов предков, вселившихся в определенные деревья и животных”. Но точно так же, как джунгли могли быть опасны, окружающий мир также служил основным источником эстетического вдохновения для татуировочного искусства фангов.

Сабатер опросил и проиллюстрировал сотни татуированных старейшин фангов в 1950-х годах, но даже в то время многие из туземцев не могли вспомнить точного значения знаков, которые они носили.

Прежнее разнообразие татуировок было уже довольно редким на территории фангов, когда Сабатер начал свои исследования, но он смог изучить сохранившиеся старинные скульптуры-реликварии 19-го века, которые были украшены на груди и животе специальными татуировками, посвящёнными поклонению предкам. Эти скульптуры использовались в качестве хранителей корзин-хранилищ с костями и черепами почитаемых предков и всегда были одним из самых почитаемых и востребованных жанров африканского искусства.

У фангов также было несколько тайных обществ: «антилопа» (со), «горилла» (нгуи) и «слон» (зок). А особые татуировки на затылке (бау) указывали на принадлежность человека к этим организациям.

Татуировки были просто “традиционными” или имитировали определенных животных, обитавших в джунглях. Сабатер предположил, что первоначально татуировки с изображением фангов, возможно, были созданы “в ответ на потребность в идентификации или тотемной защите”.

Старейшины Нтум Фанг, опрошенные Сабатером, отметили, что в далёким прошлом маленьким детям наносили особые татуировки, чтобы предотвратить их захват пигмеями (бокуи), которые были коренными жителями экваториальных лесов. Как утверждалось, эти знаки помогали фангам идентифицировать ранее похищенных мальчиков и девочек, когда они проводили свои спасательные операции.