Туризм в России    
 
Западная Азия
Азербайджан
Армения
Бахрейн
Грузия
Египет
Израиль
Йемен
Иордания
Ирак
Иран
Катар
Кипр
Кувейт
Ливан
ОАЭ
Оман
Саудовская Аравия
Сирия
Турция
Средняя Азия
Казахстан
Узбекистан
Киргизия
Южная Азия
Афганистан
Бутан
Индия
Мальдивы
Непал
Пакистан
Шри-Ланка
Юго-Восточная Азия
Вьетнам
Индонезия
Камбоджа
Лаос
Малайзия
Мьянма
Сингапур
Таиланд
Филиппины
Восточная Азия
Гонконг
Китай
Макао
Монголия
Тайвань
Тибет
Южная Корея
Япония
Города
Бангкок
Бодрум
Дели
Джакарта
Дубай
Иерусалим
Коломбо
Пекин
Сеул
Стамбул
Тель-Авив
Ханой
Шанхай
Традиционная юрта

Традиционное жилище юрта

Самое знаменитое круглое жилище - наверное, юрта. В уютных красивых юртах жили и живут монголы, буряты, туркмены, казахи, киргизы, калмыки, алтайцы и многие другие народы степей. Юрта великолепно подходит к климату степей с его ветрами и перепадами температур. В холода в юрте тепло: войлок не пропускает мороз и ветер. В жару можно приподнять нижние края войлока, и ветерок принесёт прохладу.

Юрты - это такие же переносные жилища, как и чумы и яранги, но гораздо более крупные и сложные. В разобранном виде она помещается на нескольких верблюдах, а собрать её можно за 4-5 часов (юрту поменьше могут собрать три человека часа за полтора). В основном они используются коренными жителями Сибири и Прибайкалья.

Юрта обычно устанавливается низко, чтобы защитить её от суровых степных ветров. Её стены состоят из складного каркаса, обтянутого тканью, а шесты образуют культовый купол юрты - в верхней части предусмотрено отверстие, через которое выходит дым. Когда становится жарко, тканевые стенки приподнимаются, чтобы впустить свежий воздух.

Сначала на выбранном для стоянки месте раскладывают камни для очага. Потом ставят стены - решётки из деревянных планок - и остов крыши. Всё это стягивают ремешками. Потом остов обтягивают войлоком, обматывают разноцветными поясами с узорами (баскурами). Узоры на баскурах и на войлоке стен не простые, а с оберегами. Туркмены покрывают крышу камышовыми циновками (берегут войлок от непогоды), монголы, киргизы и казахи - белой тканью (белое отражает солнце). Наверху оставляют отверстие для дыма.

Последним прикрепляют войлочный клапан для дымового отверстия. Двери тоже войлочные (сейчас делают и деревянные). Выход у монголов и бурят обращён на юг, у тюркских народов - на восток. Внутри юрты есть необычные украшения, их не увидишь ни в русской избе, ни в ненецком чуме, ни в горской сакле. Это ленты. Длинные плетёные или тканые ленты, иногда с разноцветными кистями, свисают внутрь юрты с обода. Видимо, это тоже обереги, потому что узоры на них традиционные - солнечный круг, текучая вода, добрый огонь... стилизованные, конечно. Если не знать, что вот этот квадратик с загогулинками означает солнце, то нипочём не догадаешься.

Сколько священных мест в юрте? Минимум четыре. Первое - это очаг, там живёт дух-хранитель семьи. Огонь должен хотя бы тлеть всё время, погасший огонь предвещает гибель семьи. Почему так? Наверное, это суеверие берёт своё начало с тех давних времён, когда спичек и зажигалок не было. Если огонь потух, первобытному человеку негде было его взять. Разжигать огонь трением или выбивать искру научились не сразу. Древним нашим предкам приходилось идти на поклон к соседям другого рода (которые могли и убить, ведь чужой - это враг).

Поэтому у многих народов потухший огонь в очаге до сих пор считается плохой приметой, хотя давно нет проблем с разжиганием огня.

Возле очага стоит столб с развилкой, он упирается в обод дымового отверстия. Это второе священное место в юрте, символ связи разных поколений. Раньше во время родов женщина должна была обеими руками держаться за этот столб, чтобы пращуры помогли, уберегли рождающегося ребёночка от нечистой силы. Другой обычай сохранился с незапамятных времён: как только ребёнок появляется на свет, на столбе тут же делают зарубку.

Дымовое отверстие почитается меньше, чем очаг и столб, но тоже пользуется уважением. Ещё бы - через него вылетает душа, если хозяин умер в юрте, или прилетают духи предков... а иногда и злые духи, если хранители дома недосмотрели.

До сих пор к дымовому отверстию привязывают верёвку, а другой конец закладывают за потолочную балку на левой стороне юрты. Это не просто верёвка, это изображение бараньего желудка. На первый взгляд забавно: что такого священного в бараньем желудке? Это нам смешно: русские баранами, как едой, не увлекались.

А жизнь обитателей юрты зависела от благополучия скота. Описаны жуткие бескормицы, когда степь покрывалась льдом, бараны и прочий скот не могли пастись и от голода вымирали целые семьи и роды. Так что бараний желудок - это символ счастья и благополучия степняков-скотоводов.

Может, кочевникам тоже было смешно, что славяне обожествляли хлеб, а для нас это понятно и привычно. Разные народы - разные обычаи.

Внутри некоторых юрт есть алтарь - священное место с религиозными книгами и ритуальными предметами. Он расположен за очагом, напротив входа. Лавир (алтарь) в богатой монгольской юрте так красив, что больше подходит для храма, чем для жилища.

Между очагом и алтарём - самое лучшее место для встречи почётных гостей. А место возле входа менее почётное, там обычно занимаются хозяйственными делами.

Вообще юрта делится на зоны, которые в основном совпадают у разных народов, но есть и некоторые отличия.

Внутри юрта разделена на две половины - для мужа и жены. Например, в казахской юрте северная сторона (левая, если стоять лицом к входу, ведь казахи ставят юрту входом на восток) - женская, а правая (южная) сторона - мужская. На мужской половине находятся упряжь, оружие, талисманы. Здесь же постель хозяев. На женской половине - шкафчик или ларь с посудой, ступа для взбивания кумыса (это символ богатства и благополучия). Там же постель девушки-невесты (дочери хозяев).

Дочь хозяев считается временным обитателем юрты, ведь когда она подрастёт, она выйдет замуж и уйдёт в чужой род. В центре - самое священное место. Там очаг, алтарь, там же иногда стоит седло - тоже почитаемый предмет.

Наверное, если бы в русском доме в центре на возвышении поставили седло, это показалось бы очень странным. А в юрте - очень даже правильно, ведь конь для кочевника - это спаситель, друг, кормилец... Самого коня в юрту не поставишь - сбежит, так хоть символ его - седло - пусть будет в центре юрты, в сердце дома...