На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 21 December 2024
Регионы
Бурятия
Горная Шория
Горный Алтай
Иркутская обл
Кемеровская обл
Красноярский Край
Таймыр
Тува
Тюменская обл
Хакасия
Ханты-Мансийский АО
Шерегеш
Эвенкия
Якутия
Города
Абакан
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новокузнецк
Улан-Удэ
English
Belokurikha
Tyumen region
Yakutia
Чум эвенков

Эвенкия > Эвенки > Чум

Чум жилище эвенков

Чум - это временное жилище, используемое кочевыми народами Полярного Урала (ненцами, ханты, манси, коми и др.), которые мигрируют со своими северными оленями. Проще говоря, чум - это русский вариант индейского типи диаметром около четырёх-пяти метров.

Чум (cдю, дюг) - традиционное жилище эвенков. Чумы изготавливаются из оленьих шкур, обёрнутых вокруг деревянных шестов, верхние концы которых связаны вместе. Основу составляют установленные по кругу наклонно жерди (от 30 до 50, дл. до 5 м), скреплённые в верхней части. Покровы в зависимости от времени года - береста или кора деревьев, покрышки (нюки), сшитые из нескольких выделанных под замшу старых оленьих шкур или из ткани и сукна. Посередине находится очаг с отверстием для выхода дыма, прорезанным в верхней части. Пол в каждом чуме устлан шкурами. Согласно верованиям народов севера, в строительстве чума должны принимать участие все члены семьи, даже малыши немного помогают.

В центре - очаг. Около входа (уркэ) - место для хозяйственных вещей (чона), рядом - место для хозяина. Справа и слева от костра места для членов семьи.

Напротив входа, за костром - почётное место для хозяина и гостей (малу).

Подобно конусообразным индейским вигвамам на равнинах, круглое пространство внутри чума было задумано как своего рода коридор, который огибал очаг. В течение дня хозяйка и другие женщины занимали свои места справа от входа, в то время как хозяин сидит в самом конце чума.

Гости и дети располагаются слева. На ночь в чуме будет действовать другая схема: хозяева будут спать вместе слева, дети, родственники и гости - справа, а личные вещи хранятся в различных специальных местах в домике в соответствии с их статусом. Существовал запрет на хождение по кругу (или хождение по коридору). Если мужчина входил в чум и, повернув направо, садился, он должен был выйти из чума в том же направлении. С начала 20-го века динамика внутреннего пространства жилища и социальной структуры малу практически не обсуждались.

Очень странный пол в чуме эвенкийского шамана. Нет, сам пол обычный - земляной, утрамбованный. Но на нём прорыта неглубокая канавка - от входа в чум к задней его стене. Канавка изображает реку. В "реке" маленькие деревянные рыбки и птички. У начала и конца "реки" деревянные фигурки зверей - медведей, оленей, мамонтов. По верованиям эвенков, река - это граница между видимым и невидимым мирами (эта "река" даже нарисована на гербе Эвенкийского автономного округа).

В видимом мире мы живём. Из невидимого приходят злые духи. Для защиты живых от обитателей невидимого мира. Эвенкийский шаман "перемещался" в невидимый мир через "реку", которая "текла" в его чуме и служат деревянные фигурки добрых зверей, птиц, рыб. Во время камлания - шаманской молитвы - шаман "передвигается" из мира видимого в мир невидимый через "реку".

Но самое странное, что реки изображались не только на полу шаманского чума. Реки рисовали и в православных храмах!

    Научные исследования

Как эвенки строят себе чумы и постоянное жильё в суровых таёжных условиях - иногда в условиях вечной мерзлоты? Для примера приведём этноархакологическую модель структуры летнего стойбища с целью определения типичных зон активности, которые являются результатом повседневной жизнедеятельности. Они включают в себя работу с останками животных (лосей, диких оленей, куропаток), приготовление пищи, работу с деревом, создание условий для жизни, состоящих из временных или среднесрочных жилищ и складов, а также обработку лугов с контролируемым выжиганием леса и подлеска.

Народная архитектура охотников эвенков, как и у любого другого народа, зависит от их способности получать доступ к определенным материалам, в данном случае к покрытию жилища. Ученые считают, что постсоциализм позволил эвенкам и другим народам Сибири позволить себе роскошь создавать комфортные чумы и жилище временного характера, которые, хотя и являются "нетрадиционными", тем не менее несут на себе отпечаток таёжной жизни.

Исследования катангских эвенков в 2002 году нарушили многолетнюю традицию советской этнографии описывать идеальный тип охотничьего общества XIX века на основе фрагментов, наблюдаемых в настоящее время. В своей работе эвенки и другие семьи со смешанной кровью "упорядочивают" свой мир, используя определенные приёмы, которые обеспечивают максимальную гибкость и использование местных материалов, что она называет "эффективностью" ("достатком"). В конце советского периода подобная эклектика привела к тому, что было задокументировано множество форм гибридной архитектуры у эвенков - начиная от бревенчатой хижины, построенной в виде палатки, и заканчивая скромной палкой, поставленной определенным образом, чтобы превратить близлежащие деревья в импровизированное складское помещение.

Несмотря на все жестокие потрясения, связанные с ранней советской коллективизацией и позднесоветской разведкой нефти, эвенкийские формы рационального жилищного строительства тонко вписаны в ландшафт, более заметного в эпоху советского монопольного индустриализма. Самое важное для современной российской археологии то, что она увидела архитектуру повседневной охотничьей жизни, выходящую далеко за рамки стен конусообразной палатки и очага в её центре. В ходе более ранних дискуссий о социальной структуре и социальной эволюции ороченские эвенки представили несколько лучших примеров того, как народная архитектура отражает социальную структуру.

Одним из существенных исключений, подтверждающих правило, является описание Сусловым в 1936 году ритуального жилища эвенкийского шамана, опубликованное для того, чтобы подчеркнуть, что эта форма окончательно ушла в прошлое. Только в поздний советский период, когда советские археологи тесно сотрудничали с западными коллегами, появилось множество работ, содержащих описания и классификации жилищ начиная от типологии эвенкийских складских сооружений и заканчивая общей классификацией жилищ коренных народов

Можно утверждать, что все эти работы рассматривали жилища с точки зрения этики и классификации, не рассматривая их в контексте прожитых жизней. В конце 1980-х годов группа энтузиастов-этноархакологов из Томского университета начала серию семинаров, посвящённых интеграции этнографических и археологических исследований. Результатом этой серии публикаций стал выпуск двухгодичных изданий о жилищах не только эвенков, но и других сибирских народов, в некоторых из которых были представлены материалы на эвенкийском языке (Ветров, 1999).

Вместо того, чтобы писать в этнографии настоящего, исследователи, как правило, отдают предпочтение прошлому: задокументированное поведение в прошлом рассматривается как эталон для сегодняшней жизни. По сей день не существует письменных работ, описывающих методы и узоры, необходимые для изготовления конусообразного чума из шкур, хотя есть много работ, в которых описываются уже существующие чумы. Несмотря на то, что отдельно стоящий чум впечатляет, красота строения заключается в том, что он является памятником способности человека мобилизовать родственные связи, чтобы собрать большое количество шкур, необходимых для изготовления каждого сегмента, а также памятником мастерству женщины в создании стен, которые идеально крепятся друг с другом.

Работа американского исследователя Моргана, посвящённая домашней жизни североамериканских аборигенов, даёт нам увлекательный обзор того, как зоны активности постепенно превращались в отдельные помещения и комнаты внутри вигвамов. Он рассматривал усложнение построенных конструкций вигвамов как признак роста культуры по мере перехода от варварства к цивилизации. Теперь мы знаем, что невежливо использовать такие оценочные термины, как "варварство", когда речь заходит о культуре, но, тем не менее, описания строительства у эвенков, а возможно, и у других охотничьих народов, как правило, делает акцент на достигнутых формах чумов, а не на процессе подбора материалов для изготовления жилищ. Когда речь заходит о гибридных конструктивных формах, например, о конусообразных домиках из пластиковой плёнки, возникает большой соблазн оценить их как пренебрежение культурным идеалом, а не как искусную адаптацию той же архитектурной интуиции к новым материалам. Каталоги строительных форм имеют своё место. Однако задача антрополога - говорить о культуре в движении и в настоящем.

 
Чат с менеджером

Внимание! Всем туристам, желающим посетить Сибирь (в особенности в мае и в июне) рекомендуем заблаговременно сделать прививку от энцефалита. Особенно это касается активных маршрутов, в которых подразумеваются ночевки в полевых условиях. Если прививки нет, рекомендуем взять с собой соответствующую защитную одежду и средства от клещей.

Поиск дешевых авиабилетов
Авиабилеты

Скидки предоставляются:

  • пенсионерам и ветеранам
  • турагентствам
  • постоянным клиентам
  • именинникам в день рождения и на следующий день
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram