На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 16 November 2024
Регионы
Бурятия
Горная Шория
Горный Алтай
Иркутская обл
Кемеровская обл
Красноярский Край
Таймыр
Тува
Тюменская обл
Хакасия
Ханты-Мансийский АО
Шерегеш
Эвенкия
Якутия
Города
Абакан
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новокузнецк
Улан-Удэ
English
Belokurikha
Tyumen region
Yakutia
Эвенки

Малые народы Сибири > Народы Дальнего Востока > Эвенки

Народ Эвенки

Самоназвание: орочон - «человек, владеющий оленем», илэ - «человек» До 1930-х гг. эвенков официально назывались «тунгусы». В России проживает 37843 эвенка, из них в Хабаровском крае - 4101 человек. Эвенки населяют северные территории края: Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский, Верхнебуреинский, им. Полины Осипенко районы. Национальные сёла: Тугур, Владимировка, Нелькан, Удское, Аим, Чекунда, Герби, Софийск, Алгазея.

Эвенки - кочевой народ тунгусского происхождения. Небольшие группы эвенков кочевали в бассейне реки Амур с середины XIX века. В 1860-х годах часть их переселилась с материка на остров Сахалин. На острове эвенки проживали в бассейне реки Тымь, на восточном побережье в Александровском и Корсаковском округах. Зимой держались ближе и западному побережью, в начале лета выходили к морю, а к августу переходили на восточное побережье, где запасали юколу.

Образ жизни и многие элементы культуры были аналогичны культуре уильта. В 1926 году на Сахалине было зарегистрирована сто шестьдесят эвенков, живших двумя разобщёнными группами на западном и восточном побережья Северного Сахалина, в 2002 году - около двухсот сорока человек.

    Традиционная одежда эвенков

В отличие от айнов и нивхов, у эвенков, как и у других оленеводческих народов, была широко распространена одежда из кожи и шкур оленя. Высоко ценился осенний мех дикого оленя, из которого шился весь комплект зимней одежды: шубы, шапки, ноговицы, обувь, рукавицы. Шкуры сшивали нитками из сухожилий с ног и спины оленя. Из мягкой ровдуги (хорошо выделанной кожи оленя без ворса) шили летнюю обувь, пояса, перчатки, сумки. Для промысловой одежды и обуви использовали шкуры морских животных. Традиционно повседневную одежду шили из рыбьей кожи, но в XIX веке получила распространение одежда из покупных тканей.

Головной убор охотника на морского зверя

В покрое одежды присутствуют два типа: распашные левопалые халаты (характерные для народов Амуро-Сахалинского региона) и цельнокроеные, с вшивными рукавами. Одежду и бытовые изделия украшали вышивкой, основным мотивом которой были геометрические узоры с элементами зооморфного, антропоморфного и растительного орнаментов. Шкуры оленя разной степени обработки имели широкое применение в быту. Их использовали в качестве покрышек чума и постелей, для изготовления ковриков, сумок, амулетов. Камусом (мехом с нижней части ног оленя) подбивали лыжи.

    Социальные аспекты

Коренные народы Восточной Сибири дали много пищи для размышлений социальным теоретикам, когда дело дошло до изучения пространства и социальных изменений. Фридрих Энгельс (1902) смоделировал свои обобщения о социальной сложности и структуре семьи частично на основе этнографии гиляков. Работы Широкогорофта о ритуалах тунгусов (ороченских эвенков), опубликованные на английском языке, стали одной из основных классических работ по сравнительному изучению идентичности, шаманизма, а для приверженцев эволюционизма - примитивных форм религии.

Революция в России, Гражданская война, Вторая мировая война, а затем и холодная война заморозили этот евразийский межкультурный диалог, так что ороченские эвенки остались в сознании большинства людей цитируемым классическим языком, представляющим определенный «психо-ментальный комплекс» и этап социальной эволюции. В русскоязычной литературе стратегическое и провокационное использование советскими этнографами «совершенного этнографического прошлого» утвердило в сознании большинства людей представление о том, что «первобытнообщинные» формы адаптации были аспектами культурного наследия эвенков, а не живой формой адаптивного поведения.

Вашему вниманию предлагаем описание жизненной стратегии ороченских эвенков и их активное взаимодействие с землёй. Мы рассмотрим, как охотники и оленеводы-ороченцы-эвенки продолжают пользоваться ресурсами, которые даёт тайга во многом так же, как они это делали в историческом прошлом. Вполне возможно, что некоторые из этих практик указывают на универсальную преемственность в том, как люди повсюду строят себе чумы в условиях бореальной тайги.

Эти наблюдения помогают интерпретировать культурные слои, найденные в местах, которые российские археологи определяют как стоянки эпохи позднего неолита, что позволяет предположить, что в 7-м тысячелетии до н.э. произошли радикальные изменения в социальной структуре (здесь мы обратим ваше внимание на то, что неолит в Сибири, в отличие от Европы, ассоциируется с производством керамики.) Таким образом, цель нашего исследования - понять, как любое охотничье общество может радикально изменить свою социальную структуру и поведение. В частности, как охотники строят себе дома и как их повседневные действия оставляют отпечаток на окружающей среде. Для примера приведём этноархакологическую модель структуры летнего стойбища с целью определения типичных зон активности, которые являются результатом повседневной жизнедеятельности. Они включают в себя работу с останками животных (лосей, диких оленей, куропаток), приготовление пищи, работу с деревом, создание условий для жизни, состоящих из временных или среднесрочных жилищ и складов, а также обработку лугов с контролируемым выжиганием леса и подлеска.

В научных кругах давно существует дискуссия о том, что эвенкийская культура «исчезла», была уничтожена или была переписана в результате многих десятилетий промышленного развития и реструктуризации в регионе. Мы бы хотели рассказать о том, как ресурсы, накопленные в результате постсоветской деиндустриализации, позволили эвенкам создать сложный таёжный образ жизни, построенный с использованием современной одежды, пластика и шкур копытных животных. Постсоциалистический коллапс создал благоприятные изменения в окружающей среде, которые, возможно, не имеют ничего общего с древними климатическими изменениями, но, тем не менее, представляют собой интересный этап для изучения того, как охотники приспосабливаются.

Народная архитектура охотников эвенков, как и у любого другого народа, зависит от их способности получать доступ к определенным материалам, в данном случае к покрытию жилья. Ученые считают, что постсоциализм позволил эвенкам и другим народам Сибири позволить себе роскошь создавать чумы и жильё временного характера, которые, хотя и являются «нетрадиционными», тем не менее несут на себе отпечаток таёжной жизни.

Исследования катангских эвенков в 2002 году нарушили многолетнюю традицию советской этнографии описывать идеальный тип охотничьего общества XIX века на основе фрагментов, наблюдаемых в настоящее время. В своей работе эвенки и другие семьи со смешанной кровью «упорядочивают» свой мир, используя определенные приёмы, которые обеспечивают максимальную гибкость и использование местных материалов, что она называет «эффективностью» («достатком»). В конце советского периода подобная эклектика привела к тому, что было задокументировано множество форм гибридной архитектуры у эвенков - начиная от бревенчатой хижины, построенной в виде палатки, и заканчивая скромной палкой, поставленной определенным образом, чтобы превратить близлежащие деревья в импровизированное складское помещение.

Работа американского исследователя Моргана, посвящённая домашней жизни североамериканских аборигенов, даёт нам увлекательный обзор того, как зоны активности постепенно превращались в отдельные помещения и комнаты внутри вигвамов. Он рассматривал усложнение построенных конструкций вигвамов как признак роста культуры по мере перехода от варварства к цивилизации. Теперь мы знаем, что невежливо использовать такие оценочные термины, как "варварство", когда речь заходит о культуре, но, тем не менее, описания строительства у эвенков, а возможно, и у других охотничьих народов, как правило, делает акцент на достигнутых формах чумов, а не на процессе подбора материалов для изготовления жилищ. Когда речь заходит о гибридных конструктивных формах, например, о конусообразных домиках из пластиковой плёнки, возникает большой соблазн оценить их как пренебрежение культурным идеалом, а не как искусную адаптацию той же архитектурной интуиции к новым материалам. Каталоги строительных форм имеют своё место. Однако задача антрополога - говорить о культуре в движении и в настоящем.

 
Чат с менеджером

Внимание! Всем туристам, желающим посетить Сибирь (в особенности в мае и в июне) рекомендуем заблаговременно сделать прививку от энцефалита. Особенно это касается активных маршрутов, в которых подразумеваются ночевки в полевых условиях. Если прививки нет, рекомендуем взять с собой соответствующую защитную одежду и средства от клещей.

Поиск дешевых авиабилетов
Авиабилеты

Скидки предоставляются:

  • пенсионерам и ветеранам
  • турагентствам
  • постоянным клиентам
  • именинникам в день рождения и на следующий день
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram