Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 21 December 2024
Экскурсионные и активные туры на Камчатку
Туры по Приморью
Дальний Восток
Камчатка
Курилы
Магаданская область
Приморский Край
Сахалин
Хабаровский Край
Чукотка
Города
Владивосток
Магадан
Находка
Петропавловск Камчатский
Хабаровск
Народы Дальнего Востока

Исчезающие народы России > Дальний Восток

Коренные народы Дальнего Востока

Коренные народы Дальнего Востока - НивхиНивхи

Нивхи - аборигенное население северной части острова Сахалин и низовьев реки Амур. В территориальном отношении выделяются нивхи материка (Нижнего Амура), западного и восточного побережий острова Сахалин. Эти локальные группы имели различные диалекты языка и небольшие отличия в традиционной культуре. Язык нивхов относят к палеоазиатским языкам. Название народа происходит от слова ниг вынг, что означало "человек". До начала XX века был широко распространён этноним "гиляки". Антропологи относят нивхов к монголоидам, хотя существуют различные мнения исследователей по вопросам происхождения, родства, исторических процессов расселения этого народа.

Народы Дальнего Востока - Ороки Ороки

Ороки живут в северной части острова Сахалин на берегу Охотского моря и в Поронайском районе на юге острова. Они живут бок о бок с нивхами. О численности населения имеется мало информации, поскольку не во всех переписях ороки были зарегистрированы как отдельный народ: Антропологически ороки являются чистыми монголоидами, принадлежащими к байкальской или палеосибирской группе, подобно нанайцам, эвенам и эвенкам. Орокский язык относится к Южной группе маньчжуро-тунгусских языков. Он наиболее тесно связан с нанайским и ульчским языками и имеет черты, общие с эвенкийским и негидальским языками Северной группы. В устной традиции ороков есть упоминания о континентальном происхождении, переселении на остров и разведении северных оленей в прошлом. Вероятно, миграция произошла самое позднее в 17 веке из района реки Амгунь. В России они были впервые изучены Н. Бошняком в 1852 году.

Народы Дальнего Востока - Орочи Орочи

Поселения орочей находятся в южной части Хабаровского края, в частности, в низовьях реки Тумнин (Ушка, Ушка-Русская) и на реках Амур и Копп. На этой обширной территории между Нижним Амуром и Татарским проливом раньше располагались многочисленные небольшие орочьи поселения для зимнего и летнего проживания, разделённые на пять территориальных групп. В 19 веке в поисках лучших мест для рыбной ловли и охоты в лесах происходили миграции на реку Амур и остров Сахалин. В первые десятилетия 20-го века орочи покинули побережье Японского моря и направились вглубь страны, спасаясь от войны. Наряду с ороками, орочи являются единственным тунгусским народом нижнего Амура и Сахалина. Язык относится к Южной группе маньчжуро-тунгусских языков. Наиболее близкими родственниками являются эвенкийский, удэгейский и негидальский языки.

Коренные народы Дальнего Востока -  Удэгейцы Удэгейцы

Их самоназвание - ундер, удди, удехе (udihe), кекар (Kakala - в честь большого племени). Тунгусы, нанайцы и ульчи, живущие в Приамурье, называли удэгейцев кяхала. В литературе используются названия орочон и таз. Орочонский язык происходит от слова орон - "северный олень" и означает "оленеводы", хотя разведение северных оленей особенно не было характерным занятием удэгейцев. Название "таз", обозначающее южную группу народов, происходит от китайского, где "Та-цзы" означает "все народы Нижнего Амура". Удэгейцы разбросаны на обширной территории в Хабаровском крае и в Уссурийской тайге. Они живут по соседству с нанайцами и нивхами и местами смешиваются с ними. Существует девять этнически чистых поселений удэгейцев в Ольгинском районе Приморского края.

Коренные народы Дальнего Востока - УильтаУильта

Основой жизнедеятельности уильта являлись оленеводство, сезонная таёжная охота и рыбная ловля. Вместе с небольшими стадами домашних оленей семьи уильта совершали сезонные перекочёвки по определенным маршрутам, от морских побережий до верховьев рек в горах севера Сахалина. Оленей содержали на вольном выпасе, использовали их как транспортных животных для верховой езды и в качестве вьючных животных, зимой запрягали в нарты. В летне-осенний период уильта занимались рыболовством, сбором и заготовкой ягод и других дикоросов, зимой охотились на таёжного зверя. Объектами охоты были дикий северный олень, бурый медведь, пушные звери, а также боровая и водоплавающая дичь. Непременными спутниками охотника были одна или несколько специально обученных собак. Большое значение в жизни уильта имел морской зверобойный промысел.

Коренные народы Дальнего Востока - Ульчи Ульчи

В старину их самоназвание было нани - "местные", но на нанайском так называли ближайших соседей. Чтобы избежать путаницы, в 1930-х годах народу дали искусственное название ульч-ис, которое по ошибке использовалось в литературе 19 века. В письменных источниках нынешних ульчей также называют мангунами. Мангу - это местное название реки Амур. Русские также называли их гиляками (как и нивхов). Долгое время название "ульчи" вызывало недоумение среди местных, однако сейчас оно воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Антропологически ульчи являются монголоидами, но, как правило, чистого типа не существует. Часть из них принадлежит к так называемой сахалино-амурской группе подобно нивхам. Ульчский язык относится к южной группе маньчжуро-тунгусских языков и настолько близок к нанайскому языку, что считается нанайским диалектом. У ульчей нет собственной письменности.

Народы 
  Дальнего Востока - Эвенки Эвенки

Эвенки - кочевой народ тунгусского происхождения. Небольшие группы эвенков кочевали в бассейне реки Амур с середины XIX века. В 1860-х годах часть их переселилась с материка на остров Сахалин. На острове эвенки проживали в бассейне реки Тымь, на восточном побережье в Александровском и Корсаковском округах. Зимой держались ближе и западному побережью, в начале лета выходили к морю, а к августу переходили на восточное побережье, где запасали юколу. Образ жизни и многие элементы культуры были аналогичны культуре уильта. В отличие от айнов и нивхов, у эвенков, как и у других оленеводческих народов, была широко распространена одежда из кожи и шкур оленя. Высоко ценился осенний мех дикого оленя, из которого шился весь комплект зимней одежды: шубы, шапки, ноговицы, обувь, рукавицы.

Коренные народы Дальнего Востока - ЮкагирыЮкагиры

Этнологически юкагиры считаются коренными народами Восточной Сибири. До русской колонизации 17 века юкагирские племена (чуванцы, ходыны, анаулы и др.) были рассеяны по территории, простиравшейся от реки Лена до устья реки Анадырь. Численность юкагиров значительно сократилась в XVII-XIX веках из-за эпидемий, междоусобных войн и колонизационной политики царского правительства, а также отчасти из-за их ассимиляции чукотским, якутским, эвенским и русским народами. Ещё в начале XVII века юкагиры населяли обширную территорию в Северо-Восточной Сибири - от низовьев реки Лена на западе до среднего и верхнего течения реки Анадырь на востоке и от Северного Ледовитого океана на севере до Верхоянских гор на юге.

    Охотничьи обряды

Коренные народы Дальнего Востока были анимистами, то есть одушевляли все предметы и явления живой и неживой природы. Они верили, что каждый участок тайги, животное, река, сопка имеют своего духа-хозяина, которого можно задобрить и заручиться его поддержкой. Для успешного рыбного промысла хозяину воды Тэму в берестяной чаше отправляли по воде различные угощения: табак, кашу, фасоль, корни лечебных трав. Если приношения быстро тонули, значит, Тэму принял их и обеспечит рыбаков хорошим уловом. Для обряда изготавливали специальную посуду в форме водоплавающих птиц.

Охотник, приходя в тайгу на промысел, тоже обращался к духу-хозяину места с просьбой дать зверя. У каждой семьи на промысловом участке было священное дерево или небольшой грот в скале, возле которых мужчины совершали обряд - кланялись до земли, обращались с просьбами, выкладывали жертвенные угощения. Важная роль в промысловых обрядах отводилась духу-хозяину огня Подя. Во время трапезы ему в костёр бросали первый кусочек еды.

Охотники и рыбаки имели личные промысловые амулеты. Это могли быть шкурки животных редкого цвета, камешки необычной формы, предмет, обнаруженный внутри добытого зверя или рыбы. Охотники собирали и хранили связки из носиков добытых соболей, а оленеводы - из меток (кусочки ушек) своих оленей.

    Дети

Появление ребёнка в семье было важным и радостным событием в семье коренных народов Дальнего Востока. Счастливыми считались те семьи, где было много детей. Бездетность лишала женщину полноценности; муж мог вернуть её родителям и забрать калым, уплаченный за неё.

Беременные женщины и члены семьи соблюдали многочисленные запреты и ритуалы, способствующие благополучным родам и сохранению жизни новорождённого. Личное имя ребёнку давали только через несколько месяцев, а сначала пользовались кличкой. Так пытались обмануть злых духов. Для защиты ребёнка на колыбель вешали обереги из зубов и костей хищных животных, а детскую одежду не украшали, чтобы не привлекать духов.

В семьях амурских жителей дети и родители относились друг к другу с большим уважением. Взрослые очень любили детей, а дети глубоко почитали родителей. В воспитании маленьких членов семьи принимали участие все: сначала мама, затем старшие дети. С 7-8 лет девочки уже помогали в домашних делах, учились рукоделию, а мальчиков брали на рыбалку и в тайгу, обучая мужским промыслам. Для них изготавливали маленькие орудия - копье, лук со стрелами. В 12-13 лет подростки ходили на охоту наравне со взрослыми. По случаю первой самостоятельной добычи сына в семье устраивали праздник.

Детские игры коренных народов были направлены на подготовку детей ко взрослой жизни, формирование навыков, необходимых для выживания в суровых условиях Севера. Игрушками девочек были куклы в виде спинок женских халатов, а мальчикам из веток тальника вырезали фигурки промысловых животных и богатыря-мэргэна. Общими игрушками служили различные композиции из косточек рыб, птиц.

 
Экскурсионные и активные туры на Камчатку Экскурсионные и активные туры на Курилы Экскурсионные и активные туры по Приморью Экскурсионные и активные туры на Сахалин
Туры на Камчатку Туры на Курилы Туры по Приморью Туры на Сахалин
Чат с менеджером

Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram